автор Максим Мейстер
В детстве я хотел написать сказку про то, как встретились два зайчика. Обычный, который скачет в лесу, у которого длинные уши и маленький пушистый хвостик, и солнечный, у которого хоть и нету хвостика с ушами, но который тоже очень хорошо прыгает.
Мне казалось, что это хорошая идея. Написать сказку то есть. Потому что они же два зайчика!.. А значит, получится замечательная история.
А потом, когда я стал постарше, то понял - никакой хорошей сказки не выйдет. Потому что "солнечный зайчик" - это только название такое. И никакой он не зайчик, а маленький солнечный лучик. И что обычному земному зайчику с лапками, ушами и хвостиком совсем не о чем будет говорить с жителем неба. У них же ничего общего, кроме названия и умения прыгать по траве! А в остальном они такие разные, что просто не поймут друг друга. "У них нет общих точек соприкосновения", как говорят взрослые.
А когда герои не знают, о чем поговорить, то вообще ни какая сказка не получается, не то что хорошая!..
А сейчас я сам стал взрослым, и в уме промелькнула эта картина из детства: утро, маленький мальчик лежит в кровати, в окно светит солнце, смеясь "зайчиками". А они скачут по голубым стенам и белому потолку...
И я вдруг понял, что на самом деле был прав тогда, в далеком детстве, а не когда подрос и стал умнее... Я был прав тогда... Потому что не кому-то, а именно двум зайчикам - земному и небесному - есть о чем поговорить. И не просто так, а по-настоящему. Когда из слов рождается что-то, словами невыразимое.
В лесу полно разговоров, но настоящих почти не бывает. Ведь все разговаривают с себе подобными. Мыши с мышами... Но что может родиться из этих бесед, кроме запасов на зиму и глубоких норок?.. Птицы с птицами... Но что родится из чириканья, кроме ссор и сплетен?..
И только у зайчика есть маленький, но такой яркий теска, живущий в небе...
Так что прав был я-в-детстве: если и стоит прислушаться к звукам леса, то в первую очередь именно к разговору между пушистым зайчиком и солнечным.
Такая беседа вполне может оказаться настоящей...
* * *
Лето. Полдень. Ветер лениво перебирает листья. Перебирает не для того, чтобы оторвать и покрутить в небе, как обычно, а просто, чтобы не забывать: "Я есть!"
Ветер всегда должен шевелить кого-то, чтобы не забывать о себе. Уж такая у него судьба.
Высокие деревья неодобрительно качают верхушками, птицы попрятались в дуплах, а звери в норах.
И только зайчик пробирается сквозь подлесок на большую поляну...
"Эх, вот бы найти большой-большой качан капусты, который никогда бы не кончался, - думал он по пути. - И чтобы вокруг не водилось ни лисы, ни волка и ни человека. Тогда можно было бы кушать этот качан, а не искать пищу каждый день, рискуя попасть в чьи-то зубы..."
На большую полянку зайчик пробирался не просто так. Во-первых, там было безопаснее. Там же проще прыгать, не то, что в лесных зарослях. И там очень далеко видно - врагу ни за что не подкрасться. А если и подкрадется, то зайчик легко убежит. Во-вторых, он пробирался на полянку, потому что сегодня был очень солнечный день - можно хорошо погреться в теплых лучах.
На полянке и правда было очень светло и красиво. Густая, но не высокая трава. Именно такая, как любил зайчик. В ней можно было и спрятаться, прижавшись к земле, но она и не мешала обзору: стоило поднять голову, и можно было окинуть взглядом всю поляну.
Местами росли молодые деревья с мягкой корой и нежной, вкусной листвой. Тут и там мелькали цветы, не давая бесконечной зелени навязнуть в глазах... В общем, хорошая полянка!
Зайчик допрыгал до середины и притаился, поглядывая по сторонам и жуя гриб, подвернувшийся под лапы еще в лесу. Закончив случайную трапезу, зайчик почувствовал себя хорошо. Он был сыт, ему было тепло и почти не страшно.
- Ух, наверное, даже вздремнуть можно! - прошептал он и приподнялся на задних лапах, чтобы посмотреть поверх травы. После чего совсем осмелел. От солнечной полянки пахнуло таким светлым спокойствием и теплом, что зайчик счастливо рассмеялся и запрыгал к маленькой рощице посреди полянки. Спрятался под самым высоким деревом, твердо рассчитывая хорошенько подремать...
Рощица, конечно, была так, одно название: дюжина редких деревьев-подростков, которые даже сплошную тень не могли дать. И с краю одно большое дерево постарше, почти взрослое, под которым и притаился зайчик. Зато посередине рощицы плескалось маленькое озерцо, скорее даже лужица, скопившаяся от бившего из-под земли родника.
Рощица как рощица, не буду подробно ее описывать. Главное, что уже и так понятно: зайчику там было хорошо. А надо сказать, таких моментов в его жизни было совсем немного. Очень редко, когда ему было и тепло, и сытно, и он никого не боялся. По пальцам можно было пересчитать такие моменты. Даже по лапам!
Обычно же зайчику было или холодно, или голодно, или страшно. Либо все вместе, либо в каких-то сочетаниях. Но чтобы ни того, ни другого, ни третьего!..
Да, такое случалось редко, но самое удивительное было в том, что даже когда зайчик был в безопасности, сыт и согрет, он не был счастлив, потому что не знал, что делать. Ведь когда голоден, то понятно что делать: искать пищу. Когда холодно, тоже понятно - пытаться согреться. И даже когда страшно, то все равно более-менее понятно, что делать - убегать. А вот когда ничего не беспокоит, то даже как-то теряешься. Вот зайчик и терялся, пугаясь того, что ему хорошо. И тогда он начинал выдумывать опасности, начинал размышлять о том, что сытость скоро пройдет и опять будет урчать в желудке, а солнышко зайдет, наступит зима и будет очень холодно.
Вот и получалось, что всю жизнь зайчик пытался избавиться от трех врагов, но стоило им уйти, как он тут же звал их обратно. Потому что без них было слишком непривычно, и зайчик не знал, что делать. Хотя недавно он придумал замечательную вещь: когда было слишком уж хорошо, он просто устраивался поудобнее и дремал.
Вот и сегодня сытый, согретый и чувствующий себя в полной безопасности зайчик прижал уши к спине и собрался было закрыть глаза, как вдруг!..
Конечно! Как же без этого "вдруг"? Без него никак не обойтись, а то бы наш герой заснул, и на этом сказка бы закончилась. Хотя у меня действительно появилась мысль закончить ее прямо сейчас. Например так: "...И заснул зайчик сладким, сладким сном. Он был очень-очень счастлив. Так сильно, что не заметил, как пришла лиса и съела его. И наш зайчик навсегда остался счастливым..." Конечно, так можно было бы закончить, но я не буду. Потому что читатель меня сразу раскусит и скажет, что автор халтурит, и просто устал писать сказку, которую уже второй месяц закончить не может. Ладно, не буду отвлекаться, а то там скоро уже все "вдруг" кончится, и зайчик ускачет, а мы так и не узнаем, чего же там произошло, потому что автор, видите ли, заболтался...
Так вот, едва только собрался наш герой вздремнуть как следует, даже один глаз закрыл полностью, а второй наполовину, как вдруг что-то мелькнуло рядом!..
Зайчик так удивился, что даже испугаться не успел. Хотя глаза, конечно, обратно открыл. И очень широко при этом! Уставился перед собой, напрягся, готовый сделать длинный-предлинный прыжок в любую сторону, только вот чувствует, что не страшно ему и все тут! А зачем прыгать и убегать, когда не страшно?..
"Не может быть тут никого, - подумал зайчик. - Такие просторы вокруг - незаметно не подберешься. Показалось?.."
А тут снова что-то мелькнуло сбоку, а потом затрепетало прямо перед носом зайчика.
- Ой, ты кто? - спросил он, разглядывая светлое пятно, которое тихонько забегало по траве туда-сюда, словно ему не сиделось на месте.
- Кто? Я? - уточнило светлое пятно и даже на мгновение замерло.
- Ага.
- Я солнечный зайчик!
- Да ну?! Тоже зайчик? - удивился наш герой и недоверчиво прянул ушами. - Чего-то не похож!
- Что значит, не похож?! - обиделся гость.
- А где у тебя лапки, хвостик, ушки?
- У лисы все это есть. И у волка. Но разве они зайчики? - возразило скачущее пятнышко. - Так что это не обязательно, так ведь?
Зайчик задумался, хотел возразить, но потом решил не спорить:
- А что самое главное для зайчика, если не лапки и не хвостик? Как понять, кто зайчик, а кто нет?
- Ну, во-первых, мы умеем прыгать. Высоко-высоко. Правильно?
- Да, это правда.
- А во-вторых, зайчики никогда никому не делают плохо. Мы единственные в лесу никого не обижаем, не мучаем и тем более не едим! Зайчик обязательно должен быть очень добрым. Вот ты же добрый?
- Ну, наверное.
- И в-третьих...
- А я знаю, что в-третьих! - воскликнул зайчик и шевельнул ушами. - Мы все очень трусливые и всего боимся, правильно?
- С чего это? - озадачился светящийся кружочек и удивленно заскакал по траве. - Это ты чего-то путаешь. Тогда бы зайчики ничем не отличались от других жителей леса. Волки, лисы, даже медведи и люди - все они боятся.
- Да?!
- Конечно. Ты разве не знал? Они боятся тех, кто сильнее. А даже на самого сильного найдется еще более сильный. Они боятся голода и холода... Да, иногда многие из них становятся зайчиками, но очень-очень не надолго, а потом снова боятся. Так что, в-третьих: настоящий зайчик не просто высоко прыгает и не просто очень добрый, он еще никого и ничего не боится!
- Тогда я, наверное, не настоящий зайчик, - сказал наш герой и грустно вздохнул.
- Просто не надо думать, что ты - это лапки, хвостик и уши. Пока мы так думаем, то обязательно будем бояться.
- Это тебе хорошо так рассуждать. Потому что у тебя ничего этого нет.
- Ну, когда-то и я был не солнечным, а лесным зайчиком.
- Правда?!
- Да. Я тоже скакал по лесу, голодал, мерз и всего боялся. Пока не встретил солнечного зайчика, который сказал мне: "Ты не лапки и не хвостик! Ты маленький солнечный лучик!" А теперь я говорю тебе: "Ты настоящий - внутри. Внутри каждого лесного зайчика есть солнечный, который и есть - ты".
- Значит, когда лес забирает наши лапки и ушки, мы становимся солнечными пятнышками, как ты?
- Да, и тогда свободно прыгаем по небу, ничего не боясь и ни в чем не нуждаясь, кроме теплой улыбки Солнца. Ведь мы и есть - солнечные улыбки...
- Значит, там, в небе, нас очень много?
- Да, мы повсюду.
- Тогда почему я раньше не встречался с солнечными зайчиками.
- Дело в том, что у нас нет лапок и другого, что нужно для передвижения по лесу, и, чтобы стать видимыми для его жителей, нам надо отразиться...
- Что сделать?
- Отразиться от какой-то чистой поверхности. Здесь недалеко бьет родник. Он образует кристально чистое озерцо, от поверхности которого я отражаюсь, чтобы поговорить с тобой...
- А ты уверен, что внутри меня есть солнечный зайчик? Может, он не во всех?
- Уверен. Иначе бы мы не смогли разговаривать. Но ты опять забыл самое важное: солнечный зайчик не в тебе, а ты и есть - солнечный зайчик...
- Да-да! Я понял. Значит, мне больше нечего бояться?! Ведь голод, холод и страх - это только для лапок, хвоста и ушей, а для маленького лучика всего этого нет!
- Правильно.
- О-го-го! - развеселился зайчик и подпрыгнул выше дерева. - Теперь я поскачу в лес и, даже если встречу лису, то ничуть не испугаюсь! Может быть, даже пну ее задними лапами... А всем встреченным зайчикам буду рассказывать, кто они на самом деле! Ура! Я - солнечный зайчик, житель неба...
И он поскакал в лес, счастливый и горящий желанием рассказать всем новость о себе.
Солнечный зайчик смотрел ему вслед и грустно улыбался. Он знал, что они еще много раз встретятся, прежде чем лесной попрыгунчик действительно что-то поймет. Но грустно было не от этого.
- Неправда, что мы ничего не боимся, - сказал солнечный зайчик и, оттолкнувшись от глади родника, скользнул обратно на небо. - Просто наши страхи другие. Я - маленькая частичка Солнца, я его улыбка. Я не боюсь голода, холода и лис, но я боюсь туч, которые могут закрыть меня от Солнца, пока я скачу по Земле. Хотя... Даже боимся мы очень-очень по-светлому, потому что здесь, на небе, страх не заставляет бессмысленно бежать, а всего лишь напоминает, кто мы есть на самом деле...
© Максим Мейстер, www.gopal.ru
пятница, 10 июля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий