воскресенье, 12 июля 2009 г.

О СТЕПИ , О ЧЕХОВЕ И О СЕБЕ.

 

  " В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели,не поют в лесных балочках соловьи,не пахнет цветами,но степь все еще прекрасна и полна жизни.Едва зайдет солнце и землю окутает мгла,как дневная тоска забыта,все прощено,и степь легко вздыхает широкою грудью...

  А когда восходит луна,ночь становится бледной и томной.Мглы как не бывало.Воздух прозрачен,свеж и тепел...

  А взглянешь на бледно-зеленое,усыпанное звездами небо,на котором ни облачка,ни пятна,и поймешь,почему теплый воздух недвижим,почему природа настороже и боится шевельнуться:ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни.О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да и в степи ночью,когда светит луна.Оно страшно,красиво и ласково,глядит томно и манит к себе,а от ласки его кружится голова."

   

  Прошло уж много времени,как прочитала повесть"СТЕПЬ" Чехова,а до сих пор за душу берет.Я вообще-то сама из тех краев,где нераздельно царствуют перекати-поле и ковыль,вернее,родители мои оттуда,а я там родилась только,а потом мы перехали ближе к кав.мин.водам,но,видимо,корни зовут...)

  Поймала себя на мысли:потрясающе мастерски написано,но как-то по-женски,очень чувственно,романтично и томно.Вот для меня Чехов открылся совершенно с другой стороны в этот раз,вернее,в этом моем возрасте:надо,надо перечитывать классиков в разные периоды жизни.Это как алмаз:при разном освещении разные оттенки блеска.Так и музыка,впрочем.Был долгий период,когда я вообще не могла читать ничего из художественного(по известным мне причинам):все не то,к чему ни прикоснешься - мелко,не о том,не мое,не трогает,нет масштаба...Тогда я стала много слушать музыку,классическую,разумеется),и поняла,что я не просто слушаю композиторов,а слухом прочитываю их сочинения,как книги,и это мне заменяет мое чтение,без которого я,конечно же,не могу долго существовать.

  Еще один очень впечатливший эпизод из этой повести (ниже),а потом - свою "СТЕПЬ" размещу - не смогла удержать эмоции,изобразила то,что носилось в голове по прочтении,но к сожалению,как всегда,получилось не совсем то,что хотела,задумка была чуть другая.

  "Все стали смотреть вдаль и искать глазами лисицу,но ничего не нашли.Один только Вася видел что-то своими мутными серыми глазками и восхищался.Зрение у него было...поразительно острое...Не всякому доступно видеть диких животных в их домашней жизни,когда они не бегут,не прячутся и не глядят встревоженно по сторонам.А вася видел играющих лисиц,зайцев,умывающихся лапками,дрохв,расправляющих крылья,стрепетов,выбивающих свои "точки".Благодаря такой остроте зрения,кроме мира,который видели все,у Васи был еще другой мир,свой собственный,никому не доступный и,вероятно,очень хороший,потому что,когда он глядел и восхищался,трудно было не завидовать ему."

  СТЕПЬ.

Широка ты степь моя,матушка,

Ночкой лунною,безымянною!  

Не видать конца края полям твоим,

Серебристым ковыльным просторушкам!

Разве холм какой глазу покажется 

И схоронится,тихо крадучись,

Старожила останков варварских,

Молчаливый свидетель древности.

Встану в поле я там,где ковыль-трава,

Где муравушка луной светится.

Поклонюся я Руси-Матушке

Низко дО земли,до родимой самой.

И услышу я колокольный звон,

Что летит-летит,не становится,

И пролью молитву ко Господу-

Уплывёт она,не воротится:

"Не покини,Боже,Ты Мать мою,

Степь широкую,степь раздольную!

Не оставь её Своей милостью,

Не губи Ты нас,деток-сироток!

На Тебя уповаю,мой Господи,

Ты Царю небес и Царю земли!

Буди милостив,Боже,нам,грешником!

Просвети Ты нас,вразуми,укрепи!

Защити нашу землю от изверга,

Зверя лютого,пса смердящего!

Сохрани ты сторонку родимую

Чистой горлицей сизокрылою!

И воспрянет духом Россея - Мать,

Добрым помыслом,силой сильною,

И польётся песня по всей земли,

По степи раздольной,колышущей ..."

Широка ты, степь моя,матушка,

Степь ковыльная,серебристая!

ВОльна, душенька, ты бродить по ней,

Слушать звон да молиться ко Господу...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий