воскресенье, 30 августа 2009 г.

Inglourious Basterds (2009)

Если кинематографический рай существует, то Тарантино живет в этом раю. Я говорю это не потому, что Квентин - один из самых любимых моих режиссеров и даже не потому, что вчера он с помощью "Бесславных ублюдков" разбил мою голову бейсбольной битой, расстрелял меня, задушил, размазал по стене и, накачав адреналином, выпустил из темного кинозала навстречу летнему дню.



Я уже признавалась ему в любви и готова повторить: Квентин не просто апологет постмодернизма - это режиссер со своим стилем и почерком, всегда узнаваемый и в то же время непредсказуемый. Это человек-оркестр и дирижер в одном лице. Камера - продолжение его рук, его мысли - строчки сценария, давно знакомая или почти неизвестная музыка послушно ложится на видеоряд по взмаху дирижерской палочки. Актеры преображаются в его фильмах: давно забытые звезды оживают, малоизвестные самородки поражают своим мастерством, фотомодели и красавицы вдруг становятся актрисами. Как он это делает??? Скажите мне, какому кинобожеству он продал свою душу и какие жертвы он ему приносит за право снимать такие фильмы?

Ни одной осечки, ни одного провала, ни одного промаха за 20 лет кинокарьеры. Каждый новый фильм - испытание для моей психики. Я волнуюсь, ожидаю провала или обычного, рядового, проходного фильма. Но Квентину всякий раз удается втянуть меня в свою кинореальность, выпотрошить мои эмоции, и, дьявольски хохоча, отпустить. До следующего фильма.

Фабула "Безславных ублютков" укладывается в одно предложение: в оккупированной фашистами Франции отряд американских евреев вершит правосудие по понятиям, а не законам. Тэглайн мог бы звучать как: месть - это блюдо, которое подают горячим.

И только неизлечимо больной кинематографом человек мог сделать из такого сюжета симфонию, поэму. Этот больной - Тарантино, и зритель (в моем лице) не хочет его выздоровления.

Фильм состоит из нескольких киноглав, частей. Никакой путаницы. Никакого нелинейного повествования. Минимум флэшбеков. Все обычные фишки и фетиши (женские ступни, долгие многозначительные (или бессмысленные - какая, в сущности, разница?) диалоги, море крови - и юмор, чернее ночи) - на своих местах. Прекрасные (во всех отношениях) европейские актеры, половина фамилий которых мне незнакома. И то, как человек-оркестр с улыбкой маньяка рассказывает историю - это уже не постмодернизм. Это даже не его производная. Этот парень отбросил все условности и с помощью подручных средств творит кино из... кино. В прямом смысле этого слова - тут уже не киноцитаты, оммажи или заимствования идут в ход - о, нет! Монтажными ножницами, на дымящейся пленке, кровью и потом, в тесной каморке киномеханика создано то, о чем на последней минуте фильма говорит герой: "Кажется, на этот раз я создал шедевр". Нет, Квентин, тебе не кажется. Это так и есть.

Комментариев нет:

Отправить комментарий