понедельник, 23 февраля 2009 г.

... героини мистический налет, у нее найдутся предшественницы в советском кино.

Ну, и как вам "Юленька"?

Вышел в прокат мистически-криминальный триллер Александра Стриженова "Юленька". Это история взаимоотношений учителя словесности Андрея Белова и большеглазой пятиклассницы по имени Юленька...

Филолог Андрей Валентинович (Марат Башаров) меняет столицу на небольшой южный городок. Горный воздух необходим его жене (Оксана Лаврентьева). Дочка жены школьница Настя (Александра Дыхне), конечно, отправляется вместе с ними. Дорожный серпантин, по которому долго взбираются Беловы, выглядит враждебным. Режиссер Александр Стриженов ("От 180 и выше", "Любовь-морковь") с самого начала дает понять, что обратной дороги у семьи уже не будет. И предчувствия зрителя не обманут...

В женской гимназии Андрею Валентиновичу достается пятый класс. С виду - обычный девичий коллектив. Но вскоре Белов начинает понимать, что в классе и за его пределами происходят таинственные вещи. Одна из учениц в конце прошлого учебного года выбросилась из школьного окна, ее мама - в психушке, а предыдущий классный руководитель сбежал. Постепенно в жизнь Белова начинает проникать страх. Семейное счастье учителя, надежда выбраться из этого кошмара, да и сама жизнь - все зависит от одной лишь маленькой девочки Юленьки, в совершенстве владеющей искусством манипуляции. Напряжения происходящему добавляют неожиданные крупные планы девочки с пронзительными очами. Юленьку выразительно играет Дарья Балабанова (подчеркну особо - всего лишь однофамилица петербургского режиссера).

Каждый день Юленька придумывает новые ловушки для Белова и для Насти и верховодит всем классом. Оказывается, с единственной целью: просто девочка решила, что учитель словесности - вполне подходящий мужчина для ее маменьки (Анна Казючиц). Юленька не может спокойно смотреть, как ее мама - прекрасная нимфа в летящих нарядах - страдает от одиночества. Ей нужен муж, а Юленьке - папа. То, что у Андрея Валентиновича есть семья, - не проблема. Дуэль маленькой мерзавки и учителя выписана внятно и не дает зрителям расслабляться.

Параллельно в городке происходят невероятные криминальные события. Жертвами маньяка становятся мужчины, при этом умерщвлены они небывало изощренным способом - им вырывают позвоночник. Ведется следствие (в роли криминалиста - сам Александр Стриженов), но опытный профессионал не только не может найти мотив и преступника, но и объяснить - как это сделано чисто технически. Постепенно две линии сюжета сходятся. Режиссерское послание радует зрителя своей ясностью. Если мужчину столь просто запутать и подвести к измене, то и расплата за легкомыслие должна быть неминуемой. Не раскрывая все пружины сюжета, добавлю, что эпилог фильма - смешной и ужасный одновременно. Александр Стриженов даст вам выдохнуть, и зал вы покинете в хорошем настроении.

Если соскрести с главной героини мистический налет, у нее найдутся предшественницы в советском кино. Есть ощущение, что во время работы над сценарием Андрей Курейчик вспоминал классику - фильмы "Плюмбум, или Опасная игра" Вадима Абдрашитова и особенно "Чужие письма" Ильи Авербаха. Помните, как в небольшом городке страдала учительница Вера Ивановна от самоуверенной шестнадцатилетней Зины, которая полагала своим долгом вмешиваться в личную жизнь взрослых людей? Юленька, конечно, помоложе - но ведь акселерация, двадцать первый век... Думаю, что и режиссер понимал - перекличка фильмов неизбежна, потому пригласил на роль Тамары Иосифовны, строгого завуча девичьей гимназии, Ирину Купченко, сыгравшую в фильме Авербаха 1975 года...

Некоторые метафоры в фильме, на мой взгляд, слишком прямолинейны. Например, разбитый аквариум во время бурной страсти или эпизод, где красные простыни на ложе измены превращаются в реальный пожар в доме учителя. Музыка Аркадия Укупника порой слишком навязчива. Бдительный зритель словит путаницу в интерьерах, а женский глаз дополнительно испугает несовершенное тело исполнителя главной роли. Но все киноманы порадуются, что режиссер Стриженов успешно освоил новый жанр, столь трудно приживающийся в отечественном кинематографе.

Только вот думаю, "Юленька" надолго останется в гордом одиночестве. Триллер все-таки уместен в благополучном обществе - чтоб зритель бдительности не терял. В проблемные времена идти в кинотеатр, чтобы тебя попугали, как-то не хочется - и без того страшно. По материалам газеты "Известия"

смотреть фильм он-лайн здесь http://vsemvideo.ru/2009/02/%D0%AE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B0-2009/

Комментариев нет:

Отправить комментарий