Вопрос ирландского национального костюма можно обсуждать очень долго. Тем более, что в реальности особого национального костюма уже более 300 лет нет.
Начиная с 6 примерно по 16-17 век, до нас дошел приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами для одежды всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шелка. У наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine) Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных цветов. Во времена Бриана Бору существовал специальный декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в зависимости от своего положения в обществе и рода занятий мог использовать в одежде только определенное количество цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные красители были разной редкости и стоимости, поэтому многое действительно зависело от достатка. Климат в Ирландии ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди населения Ольстера, постоянно занимавшегося мореплаванием. У них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От викингов же, видимо, пришел и обычай украшать плащ узорчатой шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было затруднительно. Широкие просторные плащи остались особенностью костюма ирландцев, до окончательной колонизации.
В начале 17 века клановая система была окончательно упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в основном английскую одежду.
В 18 веке средний ирландец в городе выглядит примерно так, так в книжках для детей рисуют Леприкона, или изображают Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол, шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая рубашка, как правило уже не крашеная. Отличительной особенностью того времени были большие грубые деревянные башмаки (brog), схожие с французскими сабо.
В Ирландии 19 века стиль одежды повсеместно определяла уже только одна мода - отвратительная погода и ветер. Поэтому типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый пиджак, под который надевается жилет или свитер, и неизменную кепку клинышком. Встречаются ирландцы, у которых козырек кепки ПРИШИТ к верху. Вернее, целиком убран под верх. Если кепка матерчатая и не очень хорошего качества, то её не очень жалко. А так с пришитым козырьком она "аэродинамически" составляет одно целое. Двадцатый век добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные пальто, похожие на шинель. Один из героев Брендана Биэна мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно настроенного интеллигента.
Особо нужно сказать о рыбацких свитерах. В западных графствах и особенно на Аранских островах развилась особая традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или какой-то личный знак хозяина, что всегда помогало в трагических случаях распознать утопленника. Кстати, обычные косички на свитерах машинной вязки в Англии были заимствованы именно из Аранских свитеров. В таких или "почти таких" свитерах любили выступать братья Клэнси и Томми Маккем.
Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы традиционного "кельтского" костюма в своей повседневной одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается, прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих фигуру целиком. Еще в начале 20 века такие плащи встречались в повседневной жизни чаще всего.
Сейчас с "национальным костюмом" прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.
У женщин - это яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого "плаща" выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится, или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развиваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.
У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте - это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака ЮБКИ. Причем, по моему предположению, юбка имитирует край длинной рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.
.
Начиная с 6 примерно по 16-17 век, до нас дошел приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами для одежды всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шелка.
Национальная одежда - одноцветная (чаще оранжевая) юбочка (кильт), длинная куртка, светлая рубашка без воротника, большой суконный берет - почти полностью утрачена. Только музыканты оркестров волынщиков носят стилизованный народный костюм. В праздничной одежде преобладает зелёный цвет, который считается национальным..
Ирландские традиции, культура и, в частности, формы национального костюма, были изменены под давлением со стороны английского правления в Ирландии. Еще Генрих VIII в 1536 году попытался декретом запретить некоторые стили традиционной одежды: "никакой мужчина или мальчик не должен носить на улице никакой мантии, шерстяного платья пост-английского фасона".
Начиная с VI примерно по XVI-XVII век, до нас дошел приблизительно один и тот же комплект одежды с незначительными изменениями. Основными материалами для одежды всегда были лен и шерсть. На длинную льняную рубашку надевали просторный теплый шерстяной плащ с капюшоном или без него. У богатых людей поверх нижней льняной рубашки было принято надевать еще одну короткую рубашку из льна тонкой выделки, а в случае королевской одежды, вероятно (хотя по условиям реальной торговли, сомнительно) даже из шелка. У наших переводчиков саг она называется почему-то туникой в противовес просто рубашке (соответственно ionar и leine) Верхняя рубашка часто была вышита сложными узорами различных цветов. Во времена Бриана Бору существовал специальный декрет о цветах, согласно которому каждый ирландец в зависимости от своего положения в обществе и рода занятий мог использовать в одежде только определенное количество цветов в определенном сочетании. Чем он был богаче, тем ярче и многоцветнее была одежда. На самом же деле, природные красители были разной редкости и стоимости, поэтому многое действительно зависело от достатка. Климат в Ирландии ветреный и влажный, но довольно теплый, поэтому штанов ирландцы долгое время вообще не знали. Обычай носить штаны принесли с собой викинги. Штаны были распространены и среди населения Ольстера, постоянно занимавшегося мореплаванием. У них, как и у викингов, штаны были в основном кожаные, но ирландцы позже часто использовали и льняные штаны. От викингов же, видимо, пришел и обычай украшать плащ узорчатой шерстяной тесьмой, поскольку вышивать на грубой шерсти было затруднительно. Широкие просторные плащи остались особенностью костюма ирландцев, до окончательной колонизации.
В начале XVII века клановая система была окончательно упразднена, а вместе с ней ушли в прошлое многие элементы одежды. В ходе войн, восстаний и голода ирландское население сильно обеднело и начало активно перенимать европейскую, а в основном английскую одежду.
В XVIII-XIX веках танцевальные мастера были одеты практически как обычные ирландцы. Они носили шляпы, длинные сюртуки, узкие бриджи до колена, белые гольфы и тяжелые черные ботинки с серебряными пряжками. В XVIII веке средний ирландец в городе выглядит примерно так, так в книжках для детей рисуют Леприкона, или изображают Гулливера. Кстати, Свифт и сам был ирландцем. Камзол, шерстяные гетры, короткие панталоны ниже колена, та же самая рубашка, как правило уже не крашеная. Отличительной особенностью того времени были большие грубые деревянные башмаки (brog), схожие с французскими сабо.
В Ирландии XIX века стиль одежды повсеместно определяла уже только одна мода - отвратительная погода и ветер. Поэтому типичный ирландец того времени носил поверх рубашки, как впрочем, носит и сейчас, плотный буклированный или клетчатый пиджак, под который надевается жилет или свитер, и неизменную кепку клинышком. Встречаются ирландцы, у которых козырек кепки пришит к верху. Вернее, целиком убран под верх. Если кепка матерчатая и не очень хорошего качества, то её не очень жалко. А так с пришитым козырьком она "аэродинамически" составляет одно целое. Двадцатый век добавил к этому моду на длинные плащи или тяжелые черные пальто, похожие на шинель. Один из героев Брендана Биэна мрачно шутил, что по такому пальто и золотому значку за успехи в ирландском языке можно узнать оппозиционно настроенного интеллигента.
Особо нужно сказать о рыбацких свитерах. В западных графствах и особенно на Аранских островах развилась особая традиция вязания свитеров. Это белые или серые свитера с обязательным орнаментом, которые вяжут не только женщины, но и мужчины. В орнаменте часто содержатся инициалы или какой-то личный знак хозяина, что всегда помогало в трагических случаях распознать утопленника. Кстати, обычные косички на свитерах машинной вязки в Англии были заимствованы именно из Аранских свитеров. В таких или "почти таких" свитерах любили выступать братья Клэнси и Томми Маккем.
Хотя о женских костюмах известно меньше всего, элементы традиционного "кельтского" костюма в своей повседневной одежде женщины сохранили дольше мужчин. Сказанное касается, прежде всего, больших широких плащей, нередко скрывающих фигуру целиком. Еще в начале XX века такие плащи встречались в повседневной жизни чаще всего.
Гэльская лига (The Gaelic league) была основана в 1893 году, чтобы стимулировать и поддерживать интерес к ирландской культуре и языку, бывшим важной частью "движения кельтского возрождения". Дуглас Хид, один из основателей, говорил о необходимости де-англизировать ирландскую нацию. Ирландский костюм был выбран одним из путей достижения этого. Нэлли О Брайен, член исполнительного комитета Гэльской лиги, в 1911 году объявила: "Человек, у которого ирландский язык на устах, должен иметь ирландскую одежду на плечах" (An Claidheamh Solius, 30 декабря 1911г. п.7)
После создания Гэльской Лиги судьи на соревнованиях стали требовать, чтобы участники были одеты в "аутентичную" кельтскую одежду. С конца XIX в. по 40-е гг. XX в. была очень популярна гипотеза о том, что древние ирландцы носили килт. Так килты, как доказательство "кельтского духа", появились на танцорах-мужчинах. После того как в 40-е учёные-археологи и историки доказали, что никаких килтов в Ирландии не было, мода на мужские юбки в Ирландии прошла, поэтому сейчас можно увидеть танцоров как в килтах, так и в брюках в зависимости от требований конкретных соревнований или обычаев конкретной танцевальной школы.
До создания Гэльской Лиги у женщин-танцовщиц тоже не было специального костюма. Часто таким костюмом служило лучшее воскресное платье, украшенное лентами. В то же время в Ирландии многие женщины издревле носили большие плащи с капюшонами. Как ни странно, именно этот плащ, наверное из-за тяги Гэльской Лиги к "древней и аутентичной одежде" стал частью костюма танцовщицы в начале ХIX века. Он надевался на соревнованиях вместе с белым платьем. Поверх платья также могли надевать длинную шаль. Конечно, танцевать в длинном плаще или шали было неудобно. Поэтому в 30-е гг. плащ заменили на современную "шаль". Эта "шаль" в костюме танцовщицы - прямоугольный или косой кусок легкой ткани, который крепится к платью на спине. Этот же "плащ-хвост", но поверх пиджака часто можно увидеть и у танцоров-мужчин. Со временем платья танцовщиц стали украшать орнаментами и золотой и серебряной вышивкой. До 80-х гг. вокруг талии танцовщицы очень часто носили шнур с кистью на конце, который доходил до колен, что, вероятно, сильно мешало танцу.
Как мужчины, так и женщины могут носить также жилет поверх платья или рубашки. Костюмы танцовщиц, как правило, выдержаны в зеленых, золотистых и шафрановых тонах. Костюмы танцоров менее яркие. Интересно, что сейчас красного цвета стараются избегать, потому что принято почему-то считать, что он как-то связан с Англией. Хотя у народных музыкантов и танцоров в XVIII - XIX вв. красный цвет был одним из самых любимых и широко распространенных. Многие народные музыканты до сих пор по традиции выходят на сцену в красных жилетах.
Сейчас с "национальным костюмом" прежде всего ассоциируется одежда традиционных танцоров кейли и степа. Их костюмы сочетают народный орнамент, современные и древние детали одежды.
У женщин - это яркое платье, расширяющееся книзу и украшенное разноцветной вышивкой. Настоящий плащ используется только в шоу. Если кто помнит первое появление Riverdance на Евровидении, то именно из такого "плаща" выходила танцевать свою партию Джин Батлер. Зато очень часто к плечам сзади крепится, или пришивается кусок легкой цветной ткани, имитирующий плащ. Это очень красиво, поскольку такой плащ может развиваться на ветру и от быстрых движений, но с плеч не падает. Настоящий плащ крепился к плечам с двух сторон большими фибулами с иглой, и танцевать в нем из-за его длины было вряд ли возможно.
У мужчин есть два равноправных варианта одежды для танцев. Это может быть просто костюм, причем обязательно с галстуком и в цвет своей танцевальной школы, например, черно-зеленый. В более специфическом варианте - это сочетание пиджака, рубашки с галстуком и выходящей прямо из-под пиджака юбки. Причем, по моему предположению, юбка имитирует край длинной рубашки. Так танцевать удобнее, поскольку юбка не стесняет движений, но никаких узоров на такой юбке нет.
Продвижение ирландского текстиля
К началу 20-го столетия, текстиль ирландского производства включал шерстяную ткань, полотно и поплин. Ленты, кружево и вышивка были важным промышленным ремеслом. Ирландская индустриальная ассоциация была основана в 1886 году леди Абердин, женой Вицероя, для продвижения ирландской индустрии и в особенности создания кружева. Congested districts board, правительcтвенное агенство, основанное в 1891 для облегчения бедности, поощряло в сельскохозяйственных регионах ручное вязание и вышивание. Международные, национальные и региональные выставки ирландского искусства существенно продвигали и рекламировали ирландский текстиль творческого дизайна. В течении работы Индустриальной выставки в Корке 1883-го года, была проведена реформа дизайна ирландской ленты и кружева, например, Джеймсом Бренаном, директором Коркской школы искусств, совместно с Аланом Коулом, экспертом по рукоделию из Южно-Кенсингтонского музея в Лондоне. В 1901 году Гэльская лига начала компанию по поощрению ирландской промышленности в надежде на уменьшение эммиграции и вере в то, что возрождение прошлого Ирландии и стимулирование промышленного роста в регионах приведет к улучшению производства и увеличению занятости. В 1907 году леди Абердин на кружевном балу рекламировала кружево как модную ткань, что сразу же сказалось на украшении выходных нарядов обилием кружев.
Келлская (кельтская) вышивка
Элис Харт, основавшая Индустриальный фонд в Донеголе в 1883 году, эльская лига была основана в 1893 году, чтобы стимулировать и поддерживать интерес к "кельтскому возрождению". Вдохновением служили орнаменты, заимствованные из Книги кельтов (Book of Kells). Данная вышивка выполнялась вручную на крашеном полотне, шерсти или фланели, используя тонкую льняную нить. Впервые данный образец вышивки был представлен на Выставк изобретений в Лондоне в 1885 году, где был удостоен золотой медали и в будущем стал основным мотивом в оформлении ирландского танцевального костюма.
Стиль национального костюма
В начале 20-го века в обществе "гаэлистов" появилась идея модернизировать ежедневную одежду таким образом, чтобы она отражала ирландскую идентичность. В 1919 году в Leadhar na mBan (женском журнале возникшем из Cumann na mBan, женской колонки в Irish Volunteers) появилась статья в защиту традиционного костюма: Идея использования "гэльского" костюма очень практична и экономична. Идеально иметь платье из ирландской ткани, раньше было невозможно сделать что-нибудь из тяжелого твида (после Первой мировой войны), но мы надеемся, что вскоре фабрики снова начнут радовать нас прекрасными тканями. Кружева всегда найдутся для того, кто может себе его позволить..
суббота, 11 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий