Характерной особенностью современной политической обстановки в мире являются существенные изменения общественно-политической структуры и устройства, произошедшие в ряде стран Восточной Европы и Азии. Очевидная периодичность и последовательность подобных изменений в различных государствах (1989-1991 годы - в странах бывшего социалистического лагеря; в 2000 году - в Сербии; в 2003 году - в Грузии; в 2004 году - на Украине; в 2005 году - в Киргизии) позволяют определить их природу и выделить ряд присущих им общих признаков и особенностей.
Как показывает практика, выработанная в результате активной политической деятельности США и их союзников и впервые опробованная в 80-е годы новая технология целенаправленной дестабилизации и смены власти в самых разных странах без прямого или с минимальным использованием насилия (т.н. "бархатные" или "цветные" революции), в конце XX - начале XXI века была доведена до высокой степени эффективности и результативности.
Среди основных условий успешного проведения "цветных" революций, прежде всего, следует выделить наличие ряда объективных социально-экономических предпосылок.
Во-первых, это относительно невысокий жизненный уровень населения, а также ощутимые экономические трудности в ходе проведения рыночных преобразований. Так, например, с особой остротой "демонстрационный эффект" западного образа жизни и западных потребительских стандартов ощущался в ГДР. Проигранное соревнование с Западом в сфере "престижных" материальных условий жизни сыграло решающую роль в успехе революции 1989 года. Румыния в 1987-89 годах столкнулась с серьезными экономическими трудностями, вызванными необходимостью погашения внешнего долга в 22 млрд долларов, 10 из которых были получены от США. Ценой этого для населения стала политика "жесткой экономии" и "затягивания поясов", перебои с подачей электроэнергии, а также обострение продовольственной проблемы.
К 1989 году большой долг перед МВФ и Всемирным банком накопила Югославия, и МВФ потребовал проведения "структурной реформы" югославской экономики с резким сокращением расходов на социальную сферу, принудительной приватизацией и замораживанием роста заработной платы. Падение промышленного производства в 1991 году составило 21 процент. Сложившаяся экономическая ситуация привела к увольнению 1,3 млн человек - половины числа работающих в индустриальном секторе страны, что в значительной степени спровоцировало центробежные политические процессы в стране, предопределив в дальнейшем отделение от Югославии Хорватии и Словении в июне 1991 году, а затем и начало гражданской войны.
В целом же, к наиболее характерному обстоятельству можно отнести проявления завышенных ожиданий, связанных со сменой системы власти в странах Восточной Европы, а также идеализированный образ капитализма. По оценке американских социологов, в годы революционных перемен восточноевропейцы относились к капитализму, как общественной системе, даже более благоприятно, чем респонденты в странах Запада.
Другим немаловажным фактором, способствующим осуществлению "цветных" революций выступает объективная слабость государств "переходного типа", выражающаяся в стремлении к безусловному соблюдению демократических ценностей, в частности, свободы слова и собраний. При этом ключевой в "революционной" практике является идея о недопустимости насилия к тем, кто не совершает насильственных действий, хотя и допускает "мягкие" правонарушения.
Теоретические и методологические основы технологии "бархатных" революций заложены исследователями и учеными в области политологии, обществоведения, социальной психологии. К числу фундаментальных научных трудов относятся "Массовая психология и анализ человеческого Я" З.Фрейда, "Психология масс" и "Душа толпы" Г.Лебона, "Общество спектакля" Г.Дебора, учение К.Юнга "о подсознательном", труды А.Грамши о "культурной гегемонии" политического строя и другие. Примерно с 60-х годов ХХ века социальная психология перешла к массированным экспериментальным исследованиям, на базе которых и вырабатывались т.н. "поведенческие технологии". На прошедшей в середине 1990-х годов в США научной дискуссии о месте социальной психологии ее прикладная роль была определена предельно четко - "разработка систематизированных техник формирования образа мыслей и поведения людей в отношении друг друга, то есть разработка поведенческих технологий". К исследованиям по данной тематике были привлечены крупные государственные и негосударственные научные центры в США и Европе. В их числе Гарвардский университет, институт Альберта Эйнштейна, Международный республиканский институт и Национальный демократический институт (США), Международный центр ненасильственных конфликтов, фонд Дж.Сороса "Открытое общество", Международный институт стратегических исследований в Лондоне и т.д.
Хронология и динамика "цветных" революций позволяет выделить общие организационные и социально-психологические аспекты в технологии их проведения. К наиболее ключевым из них можно отнести следующие:
1. Ненасильственный характер. Важнейшее и принципиальное требование подготовки и осуществления "мягкой" смены действующей власти. Провозглашаемый руководством молодых демократических государств и активно поощряемый извне отказ от "тоталитаризма" в политической сфере объективно создает благоприятный психологический фон для формирования в сознании правящей элиты иллюзии безопасного развития ненасильственных действий. Различные общественные организации и СМИ активно способствуют внедрению идеи "о недопустимости насилия" со стороны правоохранительных органов и силовых структур по отношению к безоружным демонстрантам или митингующим, чем фактически лишают действующую власть рычагов влияния на складывающуюся ситуацию. Один из идеологов "цветных" революций Дж.Шарп в своей книге "От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения" особо подчеркивает, что "поскольку ненасильственная борьба и насилие осуществляются принципиально различными способами, даже ограниченное насильственное сопротивление в ходе кампании политического неповиновения будет вредным, так как сдвинет борьбу в область, в которой диктаторы имеют подавляющее преимущество (вооружения). Дисциплина ненасильственных действий является ключом к успеху и должна поддерживаться, несмотря на провокации и жестокости диктаторов и их агентов".
2. Парализация работы органов государственной власти. Второстепенные вопросы о форме общения с оппозицией для государственных служащих становятся более важными, чем выполнение основных задач государства. В Грузии, Украине и Киргизии это приводило к блокированию митингующими зданий исполнительной, законодательной и судебной власти. Убеждение властей в "недемократичности" применения мер принуждения ради сохранения элементарного порядка и безопасности фактически приводило к добровольному отказу государства от права и обязанности на легитимное насилие.
Урок из этого извлек пришедший к власти в Грузии в результате "бархатной" революции М.Саакашвили. В ноябре 2007 года он выступил с резкими заявлениями в отношении вышедшей на улицы Тбилиси оппозиции, и это было немедленно подкреплено жёсткими действиями полиции и силовых структур с использованием водомётов, слезоточивого газа, резиновых пуль, нелетальных акустических установок и т.д.
Важным элементом технологии "оранжевых" революций выступает при этом использование фактора переговоров. Целью переговорного процесса становится, с одной стороны, создание видимости готовности лидеров демонстрантов пойти на компромисс и диалог с властью. С другой стороны - и это главное - выигрывается время, необходимое для продолжения дестабилизирующих действий. Так, например, в ходе президентской кампании на Украине в 2004 году для контроля за "правильным ходом" переговорного процесса в Киев неоднократно прибывали различные "международные посредники" - верховный комиссар Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солана, генсек ОБСЕ Я.Кубиш, президенты Польши и Литвы А.Квасьневский и В.Адамкус. В заседаниях "круглого стола" с участием Леонида Кучмы и обоих кандидатов в президенты всякий раз подтверждалось обязательство о неприменении насилия. Оппозиция при этом неизменно выражала готовность разблокировать работу правительственных учреждений, на самом деле так ни разу и не выполнив свои обещания.
Следующим этапом давления на органы госвласти может выступать шантаж со стороны оппозиции возможностью выхода из диалога с оппонентом, якобы "неспособным к принятию компромиссных решений". На Украине, например, ситуация дошла до предъявления ультиматума президенту Л.Кучме. В целом, создание невыносимых условий для работы государственных органов фактически привело к невозможности для Верховного суда Украины принимать постановления, не удовлетворяющие "оранжевых", так как речь в данном случае шла уже не о судебных, а о чисто политических решениях.
3. Провоцирование силовых структур на насилие. В данном случае организаторы массовых движений используют практически беспроигрышный для себя вариант развития событий. Провозглашая "мирный" характер манифестаций, и наращивая одновременно с этим "мягкое давление" на власть, они пытаются воспользоваться любым предлогом для выдвижения обвинений в "непропорциональном насилии" над собственным народом. При этом факты пролития крови и гибели людей, особенно невинных, обладают исключительно сильным эффектом воздействия на сознание, воображение и чувства не только сторонников "революционного движения", но и увеличивающегося числа сочувствующих. Яркой иллюстрацией этого стало, например, нарастание митинговых страстей в Москве после гибели трёх человек во время "ликвидации путча" в августе 1991 года.
Классический пример провоцирования органов власти на применение насилия был продемонстрирован в период "бархатной" революции в Чехословакии осенью 1989 года. Начало событий было положено серией массовых студенческих демонстраций в октябре-ноябре 1989 года. Одновременное количество их участников в Праге и в других крупных городах страны достигало четверти миллиона человек. Первое крупное выступление молодежи на Вацлавской площади в Праге было разогнано полицией 28 октября без особых эксцессов. Однако детонатором антиправительственных выступлений послужили распространившиеся слухи об убийстве одного из студентов, который якобы погиб в результате применения силы полицией при разгоне демонстрации в центре Праги 17 ноября. При этом действия полиции в Праге с подачи западных СМИ были названы "жестокими", а сам политический режим ЧССР - "диктатурой".
Впоследствии выяснилось, что сведения о гибели студента оказались дезинформацией, но продуманная организация провокации не позволила не только ей противостоять, но и опровергнуть её: в Карловом университете обучались два студента, носивших фамилию "жертвы", но оба они в то время отсутствовали в Праге. По некоторым сведениям, роль "смертельно раненого" студента, которого под объективами множества национальных и зарубежных телекамер укладывали в машину "скорой помощи", сыграл офицер одной из силовых структур Чехословакии.
4. Использование технологии "политического спектакля". Выступает общим правилом и наиболее эффективным приёмом в период проведения различных выборных кампаний. Состоит в создании обстановки максимально "грязных" выборов - с тем, чтобы возникло общее ощущение их фальсификации или несправедливости. После достижения некоторой критической величины "фальсификаций", которую может спровоцировать любая из сторон, исход выборов уже не поддаётся надежному выяснению, и разрешение возникшего конфликта выносится на улицу. Практически это лишает любого из избранных кандидатов "легитимности в результате выборов", а сама функция легитимизации возлагается на какую-либо стороннюю инстанцию, иначе говоря, превращается в вопрос "внешнего признания" результатов выборов.
Так, например, в первом туре президентских выборов на Украине, который состоялся 31 октября 2004 года, ни один из кандидатов не набрал 50 процентов голосов. По уточнённым данным, первым был В.Ющенко, с крайне незначительным отрывом от В.Януковича. По результатам второго тура выборов 21 ноября Центризбирком страны объявляет победителем В.Януковича. В свою очередь, В.Ющенко выступает с обращением к США и странам Европы не признавать итоги украинских выборов, а уже 23 ноября, в отсутствие кворума, он выходит на трибуну Верховной Рады и уже после того, как спикер парламента объявил заседание закрытым, присягает на Библии в качестве президента страны.
Разработанная методика т.н. "параллельного подсчета голосов" также успешно применялась в качестве неотъемлемой части выборной кампании. "Результаты выборов будут известны в Киеве, когда еще будут заполняться протоколы",- заявлял руководитель Львовского областного избирательного штаба В.Ющенко Петр Олейник. По его словам, собранных с различных избирательных участков "оригинальных" протоколов голосования "будет абсолютно достаточно для того, чтобы полностью вести юридическую работу в случае потребности".
Одной из форм продолжения подобной деятельности, как показывает практика, может стать следующий этап технологии - "непризнание итогов голосования" с активизацией выступлений оппозиции, увеличением числа митингующих, а также одновременным объявлением того, какой результат выборов будет признан "законным". Подтверждением этому выступает также и то, что ещё до начала президентской выборной кампании в Сербии осенью 2000 года многие официальные лица Запада обвинили правительство страны в "фальсификации выборов". Непосредственно в день голосования еще до подсчета голосов Демократическая оппозиция Сербии объявила о победе своего кандидата В.Коштуницы. Никаких оснований для этого не было. Оппозиция и не собиралась признавать выборы с результатами, которые бы её не устраивали. Итогом кампании стало признание 6 октября С.Милошевичем своего поражения на выборах, после чего В.Коштуница провозгласил, что "в Сербии победила демократия".
5. Разжигание агрессивной этничности. Выступает одним из типичных элементов "бархатных" революций. Имеет целью сплочение наиболее радикальных социальных групп на основе этнической или национальной принадлежности, а также придание им статуса "локомотива" революционного движения. С различной степенью эффективности в достижении поставленных целей к таким группам можно отнести УHА-УHСО и военно-патриотическую организацию "Тризуб" в Украине, "Национальное движение" в Грузии, "Гражданский форум" в Чехословакии, "Фронт национального спасения" в Румынии и т.д.
На территории постсоветских государств отличительной особенностью подобных движений является их антирусская направленность. Так, например, лейтмотивом выборной кампании сторонников В.Ющенко в ходе "оранжевой" революции стали откровенно антироссийские тезисы о том, что "украинцы живут плохо из-за России", о "тайных планах вторжения российских войск", о том, что "русские обворовывают бедных украинцев", покушаются на суверенитет, государственную целостность и т.д. В целом, эти же тезисы используются и до настоящего времени не только на Украине, но и в Грузии в рамках информационных кампаний по пресечению постсоветской интеграции, а также в качестве аргументов для вступления в НАТО.
6. Воздействие на чувства и эмоции. Основывается на известном в психологии принципе ценностно-символического противопоставления ("мы и они") и заключается в переносе политического смысла на чисто моральные категории, близкие и понятные обычному человеку - такие, как справедливость, свобода, верность, борьба добра со злом.
При этом придание "революционной" патетике героико-романтического и патриотического ореола способствовало эффекту "эпидемии чувств", что приводило в итоге к многократному увеличению числа сторонников движения. Показательным примером использования подобной методики служит одно из выступлений В.Ющенко на Майдане, в котором он, в частности, говорил: "Вы навсегда запомните эти дни! Они пересекут вашу жизнь чертой! Вы никогда уже не будете прежними! Здесь и сейчас вы стали народом, решающим судьбу страны! Вы будете рассказывать внукам, что были с нами на Крещатике. Не дайте поставить себя на колени!".
Одним из фундаментальных факторов, определяющих поведение человека, а, следовательно, предоставляющих возможность управлять людьми, является чувство страха. Навязывая потенциальному избирателю ощущение страха оказаться "не нашим", оппозиция в действительности четко следовала формуле: кто "не наш", тот "обманутый раб" - именно так именовались сторонники В.Януковича на плакатах штаба В.Ющенко. "Нашими" становилось быть модно и престижно. В конечном итоге, обывателю предлагалось определиться - либо он "с нашими", то есть с народом, либо с "врагами".
Результатом массированной информационной кампании, основанной на навязанном и несоответствующем реальной опасности (или вообще иллюзорном) страхе, становится значительное число примкнувших к "нашим" с одной лишь целью - не остаться изгоями.
7. Закрепление стереотипов. Внедрение в массовое сознание и закрепление там нескольких простых образов или стереотипов является общим правилом всех "цветных" революций. Образность выступлений многих "революционных" лидеров ("народ и быдло", "донецкие урки", "русский спецназ", "ненавистный режим" и др.) основывается на гибком сочетании воображения и чувств, что позволяет в итоге, снижая смысловой или интеллектуальный уровень сообщений, превращать их в эффективный инструмент внушения.
При этом основным методом закрепления нужных стереотипов в сознании является повторение. В его основе заложена известная в психологии закономерность манипуляции сознанием: многократное повторение какой-либо формулы закрепляет её на уровне подсознания. Оттуда она воздействует на поведение человека независимо от того, в какую сторону движет его сознание. При интенсивном употреблении этого приема стереотипы усиливаются до устойчивых предрассудков, фактически лишая человека возможности адекватно воспринимать действительность. Так, например, с большим энтузиазмом и воодушевлением толпа демонстрантов на Майдане встретила цитату одного из выступлений Ю.Тимошенко о том, что "оранжевая революция станет эпидемией свободы по всему миру!".
Одной из ярких иллюстраций использования данной методики может служить создание и укрепление стереотипа "неминуемой победы". Сайт В.Ющенко в ходе выборной кампании содержал бегущую строку: "До победы Ющенко осталось. 40. 30. 5 дней". Сам процесс ожидания "освобождения" и радостного преображения всего общества "сразу же после победы" в итоге переключал аудиторию в режим управляемого коллективного возбуждения.
Необходимо отметить также, что реализация практически всех "революционных" сценариев в контексте решения задачи закрепления определенных стереотипов, как правило, предполагала сочетание множества каналов воздействия на массовое сознание - текста и образов, музыки и пластики, света и цвета. К примеру, скандирование речёвок в центре Киева дублировалось лазерной проекцией их текстов на стенах домов, аплодисменты и овации в Тбилиси подкреплялись фейерверками, выступления лидеров оппозиции - композициями популярных рок-исполнителей и т.д.
8. Замалчивание проекта. Является важнейшим признаком подготовки и осуществления "цветных" революций и состоит в том, что, уклоняясь от изложения конкретной позиции, используя туманные фразы и метафоры, политик сознательно или неосознанно подменяет цель планируемых "революционных" преобразований абстрактным политическим мифом. Временное сплочение общества для разрушения прежней государственности достигается исключительно путем мифологизации прошлого. "Так жить нельзя!" - основной и главный лозунг оппозиции, при этом диалог относительно будущего жизнеустройства, иначе говоря, о том, что произойдет в случае её прихода к власти, не только не приветствуется, но и пресекается.
Вся информационная и пропагандистская деятельность лидеров оппозиции сводится к обличению противника, причем к обличению главным образом его человеческих и "общедемократических" пороков: попирает свободу, поощряет несправедливость, лжёт народу, служит вражеским силам и т.д. Из всех этих обличений должно следовать, что при новом режиме все эти недостатки будут преодолены, а свобода, справедливость, нравственность, трезвость и т.д. должны восторжествовать.
9. Создание сенсаций. Сенсационность - это особая технология, представляющая собой сообщение о событиях, которым искусственно придаётся настолько высокая важность, что на них концентрируется и определенное время удерживается почти всё внимание аудитории. Под прикрытием сенсации можно или умолчать о важных и действительно значимых событиях, которых общественность не должна заметить, или вовсе не вспоминать о них. Манипулятивный характер сенсации основывается на том, что в ходе её создания нет необходимости приводить убедительные доказательства или предлагать обоснованные и аргументированные версии: сенсация действует не по законам рациональности.
Наиболее ярким подтверждением этого является использование болезни В.Ющенко, которая объективно могла бы ухудшить эстетическое восприятие его образа, в качестве основания для создания сенсации об его "отравлении" некими силами, противостоящими "борцу с системой". Подобная же технология была использована в декабре 1989 года, когда после прекращения митинга с требованием отставки Чаушеску в городе Тимишоара в различных румынских и европейских СМИ широко обсуждалось "сенсационное известие" о том, что разбегавшихся демонстрантов якобы расстреливали с вертолётов.
10. Формирование символа. Выступает важным элементом техники и методов осуществления "бархатных" революций, а также является своеобразным средством общения и идентификации единомышленников. В Сербии это был сжатый кулак, на Украине - оранжевый цвет, в Грузии - роза, в Киргизии - тюльпан. Обязательным качеством любого символа должна быть узнаваемость и несложная возможность его нанесения различными способами в общественных местах.
Так, например, гражданская инициатива "Лента" предлагала украинцам продемонстрировать свою гражданскую позицию и на протяжении последней недели перед выборами, а также в день голосования добавить оранжевый цвет, доминирующий в символике В.Ющенко, в одежду или любые окружающие предметы: к сумке, антенне автомобиля, ветке дерева во дворе дома, к ручке двери в квартиру или подъезд, к внутренней стороне окна и т.д. Символом "ненасильственной революции" в Грузии 2003 года стали молодые люди, блокировавшие здания госучреждений не с автоматами и арматурными прутьями, а с букетами роз.
11. Кампания неповиновения власти. Состоит в организации массированного давления на органы исполнительной власти на различных её уровнях. Формами такого давления, как правило, выступают митинги и забастовки всех видов, голодовки, представление поддельных документов, блокирование информационных линий и транспортных коммуникаций, снятие указателей госучреждений, бойкот выборов, отказ от уплаты налогов, отказ от должности и работы с правительством и т.д.
Отличительной особенностью подобных форм давления на власть выступает непременное требование поэтапности и последовательности в ходе их осуществления. Начальный этап, как правило, начинается с мирного протеста против нарушений закона о выборах, фальсификаций при подсчете голосов, использования административного ресурса и т.п. Митинги собираются на вполне законных основаниях. Однако по ходу митингов возбужденную и сплоченную толпу призывают к нарушению "во имя свободы" второстепенных положений закона - к объявлению митинга бессрочным, началу голодовки и т.д. В случае, если власть не принимает эффективных мер по предотвращению нарушений законности и не прекращает проведение митингов вне зависимости от его лозунгов, реализуются очередные этапы: митингующим устанавливаются палатки, доставляются полевые кухни, налаживается аппаратура для видео-трансляций, звукового сопровождения и т.д. В конечном итоге власть постепенно теряет легитимные (не в последнюю очередь - и моральные) основания для применения силы при последующей, шаг за шагом, эскалации беззакония.
12. Создание территориального анклава и ненасильственная оккупация территории. Подразумевает формирование области или областей внутри страны, где местные власти и влиятельные слои населения обеспечивают оппозиционному кандидату (или партии) безусловную поддержку. В дальнейшем она становится плацдармом для объявления и расширения власти оппозицией. В Украине такими "революционными анклавами" стали западные области и Киев, в Грузии - прежде всего Тбилиси, в Киргизии - Бишкек и южные области республики, в Румынии - Бухарест и районы компактного проживания венгров в Трансильвании.
Организация палаточных городков около правительственных зданий и других символических мест (например, на площади Независимости в Киеве - Майдане) представляет собой наиболее показательный случай "ненасильственного захвата" и последующего удержания территории. Характерной чертой и обязательным условием деятельности подобных городков выступает слаженность и четкая внутренняя организация, а также определённая иерархия их участников.
Безусловное подчинение приказам и распоряжениям, передаваемым через отлаженную структуру агитаторов, категоричный запрет употребления спиртных напитков, доставка горячего питания, обеспечение сменной одеждой и обувью, медицинской помощью, организация чуть ли не круглосуточных трансляций на огромных плазменных экранах, установка биотуалетов - лишь некоторые элементы их организации. Помимо этого, из числа заранее подготовленных активистов оперативно формировались "направления" и "отделы" по различным видам деятельности - от поддержания порядка на территории городка до проведения агитации за его пределами, расклеивания листовок, повязывания оранжевых ленточек на машины и т.д.
Таковы наиболее общие и показательные характеристики технологии подготовки и проведения практически всех "бархатных" революций. Они, как свидетельствует практика, являются необходимыми, но не всегда достаточными для общего успеха "революционной" деятельности. Применительно к специфическим условиям или искусственно создаваемым факторам в каждой стране, их перечень может быть расширен.
Так, например, "бархатной" революции в Сербии 2000 года предшествовала массированная информационно-пропагандистская кампания начала 90-х годов прошлого века, получившая впоследствии название "сатанизация сербов". Её цель заключалась в создании и закреплении в общественном мнении стран Балканского полуострова и за его пределами гипертрофированно отрицательного образа серба - варвара, преступника, палача.
В период окончательного крушения социалистического лагеря в Европе и активизации центробежных процессов в СФРЮ, некоторые националистические и сепаратистские силы Хорватии, Боснии и Герцеговины, а также албанская оппозиция Косово выступили инициаторами действий по дискредитации Сербии и сербов. Активную поддержку им в этом оказывали европейские СМИ, а также различные коммерческие информационные компании. Так, например, в период гражданской войны в Югославии усилиями американской пиаровской фирмы "Ruder-Finn Global Public Affairs" удалось инициировать и закрепить устойчивые антисербские настроения в европейском общественном мнении. Как подчеркивал глава фирмы Д.Харф в интервью одному из французских телеканалов в апреле 1993 года, задача снятия неприязни и подозрительности с хорватов и боснийских мусульман, обвиняемых в исчезновениях и гибели в регионе конфликта тысяч евреев, была успешно решена путем умелого перекладывания ответственности за совершённые злодеяния на сербскую сторону. Сфабрикованные и опубликованные фирмой ложные фотографии сербских "лагерей смерти" были растиражированы в дальнейшем многими западными СМИ.
Сформированное подобным образом антисербское общественное мнение в Европе в значительной степени позволило руководству НАТО начать бомбардировки Сербии, не опасаясь при этом резкой критики и протестов европейской общественности в свой адрес. Формальным же поводом к началу натовской агрессии против Сербии в 1999 году, как известно, послужили инсценированные агентством "Ассошиэйтед пресс" видеокадры "массового убийства" 45 албанцев, якобы совершённого сербскими силами безопасности в косовском селении Рачаке. Показателем результативности пропагандистской кампании по "сатанизации сербов" многие эксперты считают также достаточно высокий уровень информационного обеспечения операций по последующей оккупации Косова силами НАТО, а также одностороннему провозглашению независимости руководством этого автономного края.
Материальное и финансовое обеспечение "бархатных" революций является непременным и одним из самых главных условий успешного их проведения. Основными источниками финансирования при этом выступают многочисленные неправительственные структуры Европы и США, ядро которых составляют разного рода институты, фонды и общественные организации.
Так, например, финансируемая рядом стран Запада "Политическая академия Центральной и Юго-Восточной Европы" в Болгарии учредила программу для подготовки сербской оппозиции. Еще одна болгарская организация - "Балканская академия старших репортёров" - предоставляла "финансовую, техническую и экспертную помощь" югославским оппозиционным СМИ перед выборами. Созданная не без поддержки британских спецслужб организация "Новый сербский форум" обеспечивала регулярные поездки сербских специалистов и студентов в Венгрию для "бесед и консультаций" с западными экспертами. "Национальный фонд поддержки демократии" (США) курировал сразу две неправительственные американские структуры в регионе - "Международный республиканский институт", делавший ставку на работу с оппозиционными партиями, и "Национальную демократическую организацию", обучившую с 1997 по 1999 годы свыше 900 лидеров и активистов правых партий "предвыборной стратегии и умению привлекать широкое внимание".
Значительные финансовые ресурсы на организацию "цветных" революций поступали через американский фонд "Поддержки демократии в Восточной Европе" (Support for East European Democracy - SEED). Расходы SEED - часть бюджета госдепартамента США. Общие финансовые поступления через SEED только в Сербию составили: в 1998 году - 15,3 млн долларов, в 1999-м - 24,3 млн долларов и в 2000-м - 55 млн долларов. Для их распределения использовались, в частности, каналы организации "Балканская инициатива" при Американском институте мира.
По некоторым данным, в ходе "оранжевой" революции в Украине было израсходовано не менее 60 млн долларов, в целях "содействия развитию демократических преобразований" в Киргизии - до 50 млн долларов. Ежегодная финансовая помощь Грузии из США составляет около 100 млн долларов. Помимо этого, осуществлялось финансирование целого ряда целевых программ. К примеру, 300 тыс. долларов было выделено грузинским филиалом фонда Сороса совместно с "Международным обществом справедливых выборов" движению "Кмара" для создания компьютерного банка данных избирателей, а общественной организацией "Freedom House" - около 30 тыс. долларов на организацию лагерей для подготовки "оранжевых" активистов в Крыму и около 110 тыс. долларов для "наблюдения за ходом выборов" в Киргизии.
Важным направлением финансирования "бархатных" революций продолжает оставаться поддержка деятельности всевозможных неправительственных организаций, которых лишь на постсоветском пространстве насчитывается около 40 тысяч. Только на Украине количество различных специалистов, получающих солидные денежные гранты по линии международных фондов и неправительственных организаций, достигает 40 тыс. человек. Именно эти люди принимают активное участие в заседаниях "круглых столов", демонстрациях, митингах, пикетах, других массовых акциях протеста, становятся организаторами и лидерами "революционного" движения.
Таким образом, концепция осуществления "бархатных" революций основывается на высоком теоретическом и научном уровне разработок в области социальной философии, социологии, психологии, обществознания. Её практическая реализация в странах Восточной Европы и республиках бывшего СССР свидетельствует об уникальности методов ненасильственной борьбы в качестве действенного инструмента свержения или смены правящих политических режимов. При этом максимальное использование широкого арсенала экономических, психологических, социальных и общественно-политических инструментов давления на власть, как правило, приводит к достижению заявленных целей. В то же время, достаточно высокая шаблонность технологий осуществления "революционных" преобразований может привести к нивелированию или значительному снижению их эффективности. Так в частности, стереотипность и предсказуемость в действиях армянской оппозиции в ходе февральских 2008 года выборов президента страны позволила действующей власти предпринять соразмерные, адекватные и своевременные контрмеры, которые фактически привели к провалу "цветной" революции в Армении.
Вместе с тем, стремительное распространение в мире современных информационных и коммуникационных технологий создает благоприятные условия для деятельности различных экспертов и профессиональных специализированных структур по поиску и апробации новых форм и методик внешнего управления социально-политическими процессами в различных странах.
суббота, 11 апреля 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий