четверг, 12 марта 2009 г.

почему мы рисуем в ванной

Немного о рисовании.

Основные изобразительные инструменты в художественной деятельности это пятно и линия, пятно и линия организованны на формате. Все.

Все остальное это умение технически управлять и ассоциативно мыслить, фантазировать.

Итак есть три составляющие в том как ребенок развивается посредством рисования.

Формат, пятно и линия.

Формат - формат бывает разный, и человек соотносит его, как и все в мире с самим собой.

Ребенок боящийся использовать любую плоскость и любой размер формата, это ребенок поставленный в жесткие рамки.

Ограничивать себя выбором формата может уже только взрослый, он это может делать осознанно, понимая что для воплощения своей задумки ему надо тот или иной формат. Ребенок не мыслит этими категориями, для него весь мир это его формат. Когда мы хотим то бы ребенок рисовал на бумаге, то мы задаем ему формат этой бумаги. А4 или А1 не принципиально, всегда этот формат для ребенка будет мал и после того, как он порисует на нем он попробует рисовать еще где-то - везде...и тут чаще всего мы начинаем задавать формат его действиям - там нельзя рисовать, там можно, рисуй на листке, рисуй по центру листка, смотри у тебя еще этот листок не изрисованный, вот есть альбом, перелистни страничку и рисуй..то есть свободный ребенок заключается в рамки не ним самим осознанные и выбранные. Более того когда его постоянно концентрируют на материальной стороне вопроса, на аккуратности или пресекают творческий порыв запретами, у ребенка творчество переходит в просто процесс познания границ дозволенного - а все таки мазну вот тут, когда мама отвернется..Что еще хуже, часто взрослые не понимают процессов познания мира через рисование ребенком и воспринимают процесс рисования, как деятельность, которая должна принести свои плоды - узнаваемый рисунок. Так как сами взрослые часто уже настолько зашорены ФОРМАТОМ своей жизни, то они не могут подходить к рисованию просто как к времяприпровождению..просто как к способу комуникации с окружающей средой, просто как к способу познания мира, так как делает это ребенок. Напротив они рисуют ему цветочек, машинку или солнышко, в центре листочка, травку зеленной, птичку галочкой, а лялю с ручками и ножками. То есть они навязывают стереотип, а искусство рождается напротив в момент возвышения над стереотипами общественного восприятия.

И так мой выбор был ванная комната, потому то там можно рисовать везде и мне не составляет труда помыть после таких занятий все. У нас дома так же можно рисовать и на стенах,но об этом позже.

Таким образом формат должен до тех пор быть максимальным пока ребенок сам не начнет выбирать форматы по своему усмотрению, в соотвествии со своим художественным замыслом. Более того ребенок не дурак, а очень социально восприимчивый человечек, он по мере роста сам начнет понимать где он может рисовать а где нет. До тез пор пока он еще не может этого понимать, задача родителей выбрать такое место где можно рисовать без запретов. Я понимаю, что многим жаль кафель в ванной или саму ванну..Но еще раз хочу сказать, что это только лишь вопрос приоритетов. Для меня важнее мой ребенок и его развитие, а разноцветный кафель и стиральная машинка только вызывают теплоту и улыбку, потому то я всегда вижу Никитыну ручку вазюкающую по этим поверхностям и его умные наполненные мыслью глазки, его объяснения о том то и где он рисует.

Еще один практический момент.

В ванной очень удобно рисовать, потому то там есть ВОДА, а вода это целый пласт и этап познаний ребенка. Переливание воды, размачивание красок, смывания цветной воды,цветная пена, смывание тряпкой краски со стены или разводы от капель, струя из душа и то как по разному течет гуашь или размывается акварель - это все познание свойств, именно то что максимально развивает ребенка, и то что в последствии рождает отсутствие страха и находчивость в техническом поиске при художественных занятиях. Обеспечить такое взаимодействие с водой вне ванны проблематично.

Далее - пятно и линия.

Когда человек хочет что-то нарисовать,то он все равно как рассказывает историю, только посредством не слов, а форм или цвета, или и форм и цвета. Так же как в рассказе, в рисунке присутствует скелет и плоть,есть основа и есть дополнения. Умение преоброзовать свои мысли в набор понятных другим людям форм и умение через цвет выразить эмоцию, умение ассоциативно мыслить - все это рождается именно в свободном познании мира через художественные материалы.

Дети осваивают пятно и линию поэтапно. Вначале они рисуют линии, потом рисуют кругообразные пятна.

Так же как вначале они учатся говорить опорные буквы слов, а потом начинают интонировать и на арбракадабрином языке выдвать целые предложения. Скелет и плоть.

Очень важно опять же не привязывать ребенка к тезническим условиям - например давать ему инструменты требующие умений для того что бы их использовать - карандаш, кисточка,ручка или фломастер - слишком сложные для ребенка в использовании, потому они будут тормозить его этап познания свойств окружающего мира.

Лучший выбор это идти за моторикой ребенка. Лучше всего использовать то что ему присуще от природы - его руку, тело.

Я выбрала акварель и гуашь, Никита рисует пальцами, ладонью, рисует на себе, делает отпечатки ноги или попы или спины. Гуашь контрастна, густа и фактурна, ней можно рисовать и линии и пятна, она быстро подсыхает на кафеле, зато потом намочив палец можно рисовать негатив, промывая дорожки в гуашном пятне. Опять же многовариантность при использовании материалов. например фломастер можно использовать только однозначно - провести линию, только одного цвета и одной толщины - сужение возможностей изображения, как слдествие сужение возможностей творить - одновариантность.

Акварель так же имеет огромное количество способов обращения. окрашивать воду, растекать пятна, смывать ее и так далее.

Сразу хочу сказать почему я не выбрала пальчиковые краски.

Банально дорого.

Я не хочу иметь бюджетные рамки и из-за этого экономить в количестве потребляемой краски.

У Никиты бывает до 5-6 сеансов по полтора часа рисования,и вырисовывает он до 3-4 пачек детской акварели и 1-2 пачки гуаши в неделю. Медовая акварелька из 6 цветов и гуашь 6 цветов дешевая и какой то вредности я от нее не заметила.

Цвет - я никогда не называю цвет специально, и не конкретезирую что какого цвета - например не говорю - Никита, нарисуй зеленную травку, вот этой зелененькой краской:)

Называю цвета только в естественном разговоре. Не прошу его что-то рисовать. До тех пор пока он сам не стал мне рассказывать что он рисует, я не спрашивала что это.

И еще очень важно - рисовать рядом с ребенком.

Я то же люблю рисовать пятна цветные и моноцветные:) Тоесть я становлюсь рядом и играю с красками и водой на равне с Никитой..только я рисую то что я хочу. Цветы или животное, а может просто ассоциации - загадываю слово или человека и рисую цветовое пятно которое всплывает в сознании.

Никита смотрит как я рисую, и берет от моих умений обращаться с форматом и пятном и линией и цветом, то что может и то что ему надо.

Например я вчера рисовала сразу тремя пальцами каждый из которых макнула в разные краски, и он сегодня рисовал так же. Например таким же образом я макаю палец в синюю краску и палец в желтую и смешивая их получаю зеленную..

Но это МОЯ деятельность, я ему не навязываю ее. Зато я сама настолько увлекаюсь ней, что от меня однозначно исходят флюиды:)которые он ловит, поскольку например с Темиком он не хочет рисовать. Рисует при нем только когда Тема фотографирует, видимо от него только тогда исходят флюиды творческого поиска:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий