воскресенье, 18 октября 2009 г.

Не пытайтесь искать в названии какой то скрытый смысл: их шоу хоть и обозначено

Готическая мистика

«Пикника»

Питерская рок-группа «Пикник» приезжает в

Орел не первый раз. И поэтому, когда на

улицах города появились афиши очередных

гастролей группы с фотографиями ее

участников в экстравагантных черных

цилиндрах, поклонники зашлись от восторга.

Они-то помнят, каким феерическим шоу

сопровождается каждый концерт этой группы! Тут

вам и театр теней, и шоу на ходулях...

В 2007 году «Пикник» выпустил новый альбом с интригующим названием «Мракобесие и джаз».

Такое же название носит и тур группы, с которым музыканты объезжают сейчас нашу необъятную страну. Не пытайтесь искать в названии какой то скрытый смысл: их шоу хоть и обозначено как концептуальное, на самом деле лишь артистичная игра словами и музыкой - и в этом смысле стиль «Пикника» напоминает стиль эстетствующих декадентов, которые, как известно, проповедуют искусство для искусства, словом, безыдейность. И рассчитывают исключительно на подкорковое восприятие.

Концерт группы проходил в зале театра «Свободное пространство» - и здешняя «классическая» сцена вкупе с техническими эффектами шоу как-то удачно подчеркивала декадентскую, сюрреалистическую эстетику концерта.

На заднике сцены был установлен экран в виде любимого образа вождя сюрреалистов Сальвадора Дали - в виде

глаза. На это всевидящее око на протяжении всего концерта проецировались видеоиллюстрации к песням «Пикника».Видеоряд был сделан мастерски: зритель виртуально скользил над осенним полем, погружался в какой-то сложный часовой механизм, кружил под бубен шамана, окунался в плещущиеся морские волны...

На этот раз театра теней не было, но шоумен группы, или огнеглотатель и танцующий шаман, Александр Яровой так

же, как и в прошлом году, зловеще-величаво вышагивална ходулях по сцене. Надо признать, это очень эффектный

прием - эдакие ходячие декорации. Для каждой песни у «ходулянта» был отдельный костюм и образ: блестящее

облачение инопланетянина сменял яркий наряд шамана, франтоватый костюмчик джазмена - романтические крылья ангела.

«Пикник» очень любит тему электричества, металла, огня - техногенный рок! Может, сказывается то, что Эдмунд Шклярский, солист группы, когда-то учился в политехническом институте по специальности «Строительство

атомных станций». Но скорее всего, это просто такое видение мира и даже, не побоюсь этого слова, художественная идеология группы. Вот шоумен, облаченный в железный костюм робота, замыкает искрящиеся концы проводов. А вот зритель видит на экране железную решетку клетки, из которой настойчиво рвется человек, чтобы стать свободным. Когда-то, в партийнокомсомольские времена, «Пикник» был в списке запрещенных групп и подвергался нападкам со стороны советской прессы. Теперь группа, которой уже более четверти века, с успехом гастролирует по городам России. Представьте, у «Пикника» на счету около тысячи выступлений, что, по понятиям

рок-н-ролльного мира, очень большая цифра (больше только у «Аквариума» и «Наутилуса»).

Шклярский порадовал фанатов (которых, кстати, был полный зал) исполнением хитов «Пикника». Припев знаменитой песни «Египтянин» «проорали» даже самые скромные поклонники. От Шклярского на сцене исходит какая-то бешеная, созидающая энергетика. Удивительное внешнее спокойствие и почти ангельская умиротворенность во всем его облике совсем не соответствует эффекту, производимому на публику песнями.

Звучание голоса Шклярского, в котором, на первый взгляд, нет ничего особенного, пленяет то мужественной благородной суровостью, то бархатной нежностью. Шоумен на ходулях, изображающий кукловода, вроде бы управляет музыкантами. Вот он со злорадноторжествующим выражением лица стоит над солистом «Пикника» и дергает виртуальные нити - манипулирует, но Шклярский не управляем: оставаясь внешне бесстрастным, он поет о чем-то своем - странном, туманном и загадочном... Разве это не образ свободного художника?

Тексты песен Шклярского наполнены фантастическими и мифическими существами. У него то «легкий

сфинкс царапает небо когтями», то неведомые «сурги и лурги пройдутся по склону горы». Обилию метафор поза-

видовали бы имажинисты: «тонких улиц иглу пальцем переломлю», «теперь я между пальцев ломаю пантомимы

упругий язык», «вот и тень моя тихой змеей покидает меня». Почти в каждой песне «Пикника» ощущается момент

едва уловимого эротизма. Он переплетается с философскими мотивами и носит почти мистический характер - это

одна из характерных особенностей текстов Эдмунда Шклярского. Похоже, прикосновение - для него основной

способ постижения мира: «Я на ощупь пришел, зная только одно: твоя кожа, как шелк», «И лица беспокойный овал гладил бархатной черной рукою», «А кто-то чертит на твоей руке эйфории электрический след», «Проведи мне холодной рукой по лицу» и т. д. Эротизм в текстах Шклярского очень утонченный, балансирующий

на полунамеках и завуалированных образах. В одном из интервью музыкант сказал: «В текстах моих песен женщина

воспринимается как абстрактный источник. И подразумевается только в таком контексте. Это не какая-то конкретная

женщина, просто фантазия».

Считается, что «Пикник» играет в стиле арт-рок Но я бы не стала так безоговорочно «укладывать» творчество группы в какой-то один канонизированный музыкальный стиль. Их творчество нельзя сравнить с творчеством

какой-либо другой группы. Своими феерическими шоу во время концерта «Пикник» напоминает выступления

«Пинк Флойда», но все же они другие - интригующие и манящие своей туманной странностью.

Публика в зале, как и подобает на рок-концертах, вела себя очень экспрессивно. Охранники периодически ста-

скивали особо разбушевавшихся девиц с терпеливых плеч их бой-френдов. Но чрезвычайных происшествий

вроде бы отмечено не было. Спев на бис всего лишь одну песню, «Пикник» попрощался

с орловскими зрителями.

После концерта вашему корреспонденту удалось задать лидеру «Пикника» несколько вопросов:

- Почему в видеосюжетах к вашим песням так часто встречается механическое колесико? Это символизирует тече-

ние времени?

- Нет, это просто кибернетика. (Смеется.)

- Почему ваш шоумен так любит появляться на ходулях?

- А ему так легче ходить. (Опять смеется.)

Видимо, Шклярскому уже давно надоело отвечать на вопросы серьезно и он решил таким образом откупиться от

журналистов. А впрочем, его ответы вполне в духе сюрреализма.

- Какие у вашей группы планы?

В беседу вступает красавец басист Марат:

- Недавно в Италии нам цыганка приоткрыла некоторые события нашего творческого будущего, но мы вам не

скажем! (Вы, конечно, догадались, что он тоже смеется.)

- Эдмунд, у вас большой мелодический дар. Как часто к вам приходит вдохновение?

- Каждый раз, когда у меня в руках хороший музыкальный инструмент. Это очень важно.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые поклонники ведут себя буйно на ваших концертах?

- Пусть прыгают. Главное, чтобы никто не пострадал.

- Как вы думаете, рок жив?

- Ну раз вы так спрашиваете, то, конечно, нет! (Раздается дружный смех.)

Эдмунд с прессой особо не рассиживался. Времени у «Пикника» катастрофически мало. Каждый день они выступают в новом городе. Шклярский любезно расписался на всех листочках, дисках, плакатах поклонников, сумевших пробраться за кулисы, и быстро ушел. В жизни музыкант производит очень приятное впечатление: совершенно не тщеславен, не «звезден», а наоборот, очень скромный ипростой в общении человек.

Марьяна МИЩЕНКО.

Комментариев нет:

Отправить комментарий