воскресенье, 23 августа 2009 г.

ОДНА ЗАПИСЬ ИЗ ЕЖЕДНЕВНИКА ИЛИ ТРУДНО ЛИ БЫТЬ ГЕНИЕМ?

Предисловие: у меня есть ежедневник, куда я записывала время от времени все, что не хотелось бы забыть. Иногда это могли быть ежедневные записи в течении месяца, а иногда случался перерыв на полгода.

Так вот, в поисках какой-то нужной мне информации я перелистывала ежедневник и наткнулась на запись семилетней давности, которую я здесь целиком и привожу, лишь немного подкорректировав ее.

"Переключая бездумно кнопки пульта от телевизора, я случайно попала на питерский канал. Сначала я подумала, что это некая развлекательно-юмористическая программа с пародией на кого-то, настолько гротескная фигура вещала с экрана что-то, только ему одному понятное. Волосы напоминали дешевый, давно немытый слежавшийся парик, увенчанные сверху нелепой береткой. Два джемпера, надетых друг на друга, как будто позаимствованных у знакомого бомжа, растянутых на локтях, казались на два размера больше. И завершали картину веселенькие брючата с восточным орнаментом и и кисточками по низу и кроссовки. Да нет, впору пародировать самого пародиста. Потом появились титры - композитор Каравайчук. Что?! Так это не развлекательная передача?! Я уселась прочно у телевизора. Нужно же мне было узнать, что все это значит. Композитор Каравайчук был совершенно неопределенного возраста - от 50 до 80. И при этом невероятная худоба. Весьма примечательное лицо, напоминающее средневековых колдунов. Оперирует свободно такими именами, как Пиотровский ( тот якобы пригласил его поиграть в Эрмитаж на каком-то уникальном рояле), Рерих и т.д. Затем на экране появился рояль с изумительной инкрустацией и Каравайчук не как нибудь, а лежа(!) на стуле, закрыв лицо какой-то тряпицей, начал играть. Нет, глазам своим не верю, что все это всерьез! Но первые же звуки музыки меня заворожили. Я дослушала все до конца, начиная понимать что передо мной обыкновенный... гений.

Что лучше - быть таким как все со среднестатистическими мозгами и внешностью или городским сумасшедшим , плюющим на условности, живущим в своем собственном гениальном мире и не зависящим ни от кого? Чтобы выбрала бы я для себя, будь у меня такая возможность? Не знаю... "

Вот на такую запись я наткнулась недавно и захотелось побольше узнать об этом удивительном человеке. Итак, Олег Каравайчук, питерский композитор, 1927 года рождения.

Ниже привожу небольшие выдержки из написанного о нем:

Недавно музыкант и композитор Олег Каравайчук играл в небольшом зале музея-квартиры Бродского на площади Искусств. Филармония - через дорогу, всего в двух шагах. Но он считает ее гибельным местом. Да и трудно представить, чтобы на сцену Большого зала вышел человек в футболке и с головой, накрытой цветастой наволочкой. Каравайчук делает это не для эпатажа - просто чтобы никого не видеть, чтобы задыхаться под колпаком, и только играть, играть.

Когда куранты пробили девять ударов, из освещенной двери Комендантского дома начала выходить толпа. С такими отстраненными лицами выходят, наверное, после сеансов снятия порчи от колдунов и магов. Кто-то кому-то говорил: "...Понимаешь, художник, музыкант - это уже не норма, а если гений?.." - "Что это за вальс? Разве это вальс?!" - "Он же сказал примерно: "Какое время, такой и вальс". - "Говорят, у него рояль может плакать женским голосом..."

В темном дворе на стене забора все еще белела афиша концерта Олега Каравайчука.

Маэстро начал играть. Меня не покидало ощущение того, что передо мной самый непосредственный ребенок, для которого этот рояль это самое гармоничное на свете место для своих детских игр. Не видя лица, можно было видеть и слышать эмоции по рукам. Они были расслаблены, задумчиво гуляли по клавишам, взлетали высоко и показательно капризно падали вниз, раздраженно били инструмент. Музыкальные экспромты.

Артистические фишки.

В гостиной закашлялась слушательница. Тут же из-под наволочки раздался надтреснувший голос: 'зараза, выйди!'. Зараза моментально выскочила из зала.

Впервые в жизни во время камерного прослушивания музыки мне вскоре стали безразличны и незаметны публика и сам Маэстро, несмотря на экзотичность и тех и другого.

Сильнейшее потрясение.

А здесь очень интересная статья из Московского комсомольца о нем.

Из телефильма "Переступить черту".

Комментариев нет:

Отправить комментарий