четверг, 11 марта 2010 г.

Гленн Гульд играет Скрябина

Гленн Гульд играет Скрябина. Какой удивительный музыкант! Он отказался играть на публике, объясняя, что она мешает ему точно передать свои ощущения и понимание музыкального произведения. Записывал сам на какой-то допотопной аппаратуре. Но какой звук! Чистый, яркий. Каждый звук круглый, плотный, ни у кого из пианистов не слышала такого исполнения. Трудно передать впечатление от его игры, хотя, конечно, музыку вообще нельзя описать словами. Любое произведение (даже самого малоизвестного композитора) приобретает в исполнении Гленна Гульда завораживающее звучание. Ну уж а Бах в его исполнении - это вообще!

Почему люди любят музыку? Зачем она им нужна? Почему заполняют концертные залы и просто сидят и слушают? Я уж не говорю о молодёжи, которая погружена в музыку, отгородившись наушниками от внешнего мира.

Интересно, есть ли какие-нибудь исследования на эту тему? У птиц пение - это их язык, но для человека музыка - это какая-то абстракция, не имеющая практического значения. К тому же, музыка не имеет национальных границ, она общемировая.

А может, музыка - это своеобразный наркотик, или человеку музыка нужна, чтобы обрести внутреннюю гармонию? Может и наоборот - это отражение каких-то гармонических колебаний космического пространства, пока неизвестных науке? Это, видимо, чувствовал гениальный литовский художник и композитор Чюрленис. Его удивительные картины, одно название которых - «Лесная музыка», «Музыка сфер», «Музыка пирамид», «Соната моря» - звучат: если внимательно всматриваться в эти картины, то вдруг начинаешь слышать музыку. Чюрлёнис прожил короткую жизнь и умер в психиатрической клинике.

Тут же на память приходит другой гений - А.П.Чехов, его повесть «Чёрный монах». Там идея: гений - весьма хрупкое явление, он не нормален, но если его лечить, то в нём гаснет искра гениальности и дальше жить он не может. А как же нам жить без гениев?

Комментариев нет:

Отправить комментарий