воскресенье, 21 марта 2010 г.

Воспитание ребенка

Воспитание ребенка

На сайте по домашнему обучению.

Цитирую:

От года до пяти лет ребенок проходит второй важнейший этап - этап обретения базовых навыков и умений, на которых будет, как на фундаменте, выстраиваться все его дальнейшее образование. Вот они:

- умение быть опрятным,

- умение терпеть,

- умение слышать и слушать взрослых,

- умение слушаться взрослых (послушание),

- умение играть,

- умение вести себя в обществе, поддерживать бытовой порядок,

- умение говорить,

- умение общаться со сверстниками.

На воспитании этих умений и навыков и следует остановить свое внимание молодым родителям. Как ни удивительно, молодые родители умудряются совершенно безответственно подходить к формированию этих важнейших навыков, делая акцент на раннем обучении ребенка и с 2-3 лет начиная преподавание разнообразных предметов - от иностранных языков до математики. Нередко можно встретить ребенка 3-4 лет, который уже умеет говорить на иностранном языке, но не может опрятно есть или одеваться. Дело не только в честолюбии родителей, но и в непонимании факта того, что такие умения не развиваются сами собой. Их воспитывают. И период от года до пяти - это неповторимое время, когда на выработку именно этих умений можно и нужно направить все силы родителей. Больше такого времени у них не будет. Ребенок вырастет, и совершенно новые задачи встанут перед ними со всей неумолимостью. И если эти годы прошли зря, а ребенок не научился как следует владеть базовыми умениями и навыками - далее его работа и работа родителей возрастет многократно, потому что чем старше ребенок - тем более сложными становятся воспитательные задачи.

Некоторые из перечисленных умений - в частности послушание или умение себя вести, - сегодня многими воспринимаются как ненужные и даже предосудительные. Сегодня в обществе модны идеи ненасильственной педагогики, которой чужда цель выработки послушания. Сторонники свободной педагогики считают, что единственный стимул для ребенка - это его интерес и желание, поэтому ребенка нельзя принуждать. Однако, как показала практика последних десятилетий, ребенок, не приученный к послушанию и не умеющий прилично вести себя в обществе себе подобных, практически не способен к самостоятельному развитию: родителям, которые всерьез озабочены ненасильственным воспитанием ребенка, должны проявлять чудеса изобретательности, чтобы поддерживать его легко затухающий интерес к обучению и стимулировать вести себя социально приемлемым образом.

Овладение всеми вышеперечисленными умениями постепенно превращают малыша из Homo erectus в Homo habilis, человека умелого. Это огромное достижение - но следующее несопоставимо по масштабам: с пяти лет и далее ребенок вступает на этап развития мышления - что, собственно, и делает его через пару-тройку десятков лет Homo sapiens, человеком разумным.

На этом этапе можно выделить еще несколько промежуточных, связанных с развитием разных аспектов мышления:

- от пяти до семи лет - этап развития образного мышления. Эти годы самой природой созданы для того, чтобы малыш попробовал свои силы во всех доступных ему искусствах. Все врожденные способности проявляются в это время максимально щедро и наиболее доступны для выявления. В эти годы ребенка уже начинают готовить к регулярному обучению, однако делать это следует осторожно, маленькими порциями и в форме игры. А вот разные формы творчества могут и должны быть ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте. Особенно это касается изобразительного и прикладного искусства: в этом возрасте ребенок должен освоить навыки рисования, лепки, аппликации, шитья, вышивания, плетения, и многие, многие другие. В этом же возрасте у ребенка просыпается любовь к музыке, пению, танцу, музицированию. Все это нужно попробовать, чтобы найти подлинное призвание вашего малыша.

Ну и, наконец, едва ли не самое главное: в эти годы у ребенка формируется любовь к литературе и чтению. В это время ему нужно очень много читать вслух - так, чтобы к тому моменту, когда ребенок научится читать сам, вся детская классика уже была бы ему знакома со слуха. Это очень серьезное подспорье, потому что маленький ребенок на первых порах боится читать толстые книги и ощущение того, что он знает, о чем эта книга, ему сильно помогает - нет страха перед неизвестным миром, узнавание знакомых сюжетов и персонажей доставляет большое удовольствие, и нет скуки, как в более старшем возрасте: всем известно, что маленькие дети готовы слушать одну и ту же сказку десятки и даже сотни раз;

- от 7 до 10 лет - старт развития навыков абстрактного мышления. В этом возрасте ребенок учится познавать и запоминать новое, накапливать информацию, классифицировать ее и устанавливать причинно-следственные связи между ее элементами;

- с 10 до 14 лет - этап овладения приемами последовательного (логического) рассуждения.

В этом возрасте ребенок учится не просто послушно усваивать информацию, но критически ее оценивать, уточнять, отстаивать собственное мнение;

- с 14 до 18 лет - этап овладения приемами самостоятельного, творческого мышления. В этом возрасте подросток учится выражать свои мысли не просто последовательно и точно, но и предельно ярко и выразительно. В эти же годы ему следует попробовать свои силы в формировании собственных гипотез и научных концепций, которые ему следует научиться защищать.

Однако этих периодов мы не будем касаться в данной статье, посвященной дошкольному воспитанию ребенка.

Помните, что уровень подготовленности ребенка к систематическому обучению заключается не в его отдельных умениях и навыках - счета, письма, чтения, бытовых и трудовых действий - а в умении связывать эти навыки в сложные системы поступков.

Этот момент, к сожалению, очень часто исчезает из поля зрения родителей, особенно если они сами в своих действиях далеки от системности и организованности и не считают таковые необходимыми. В самом деле, жизнь большинства людей в современном мире по необходимости подчас оказывается слишком хаотичной и бессвязной. В ней нет места плану, лихо закрученной авантюре, головокружительному проекту. То есть все это есть, конечно - «на работе». Но, выходя с работы, многие из нас оказываются неспособными организовать даже собственный быт.

Почему это так? Потому что организованности следует учить с дошкольного возраста. Не только формировать какой-то навык - но обязательно сразу же выстраивать связи с аналогичными: временные, пространственные, причинно-следственные.

В качестве примеров самых простых и обязательных систем действий можно привести следующие:

- одевание и раздевание: ребенок школьного возраста должен уметь в нужной последовательности надевать на себя предметы своего гардероба (например, свитер поверх рубашки, рубашка заправлена в брюки, брюки аккуратно выпущены поверх ботинок, ботинки тщательно зашнурованы), следить, чтобы ни одна из частей гардероба не терялась, чтобы по возвращении домой выходной костюм снимался и аккуратно убирался в шкаф и т.д. и т.п.;

- сбор учебных принадлежностей: ребенок должен уметь самостоятельно собирать портфель (рюкзак), не забывая положить в него все необходимое - учебники, тетради, ручки, карандаши, и т.д. Понятно, что домашний ребенок не ходит в школу ежедневно - но периодически ему все равно приходится это делать, и собираться ему следует самостоятельно;

- уборка помещения: ребенок должен уметь убирать свою комнату в определенной последовательности: например, сперва застилать постель, убирать игрушки, а потом уже подметать пол или пылесосить. Он должен уметь поддерживать порядок на своем рабочем столе, не теряя учебных принадлежностей;

- ориентация в пространстве: ребенок должен знать свой адрес, телефон, желательно - адреса и телефоны ближайших родственников, дорогу от дома до ближайшего магазина, до своего приятеля, до учебных учреждений, которые он посещает;

- ориентация во времени: ребенок должен уметь держать в памяти какие-то значимые для него временные события: например, что в такое-то время по телевизору будут показывать его любимый мультфильм, и без напоминания со стороны взрослых вовремя включать телевизор (а если он не знаком с циферблатом часов, то он просто должен сам постоянно спрашивать взрослых, подошло нужное ему время или нет);

- построение и выполнение простейших планов: например, построить дворец из Лего для какой-нибудь сложной игры или набрать букет красивых цветов для мама в подарок. Однако тут не следует пережимать: например, план подготовить открытку в подарок маме на день рожденья маме для дошкольника слишком сложен, так как он может действовать только по готовому образцу, комбинируя части готового конструктора. Такой план может быть выполнимым, если ребенок использует готовый набор для творчества, который ему нужно только использовать по назначению.

Разумеется, для того, чтобы такие системные последовательности действий стали нормой для ребенка перед непосредственным началом систематического обучения, ребенка следует приучать к ним с самого раннего возраста. В противном случае ему будет очень сложно воспринять и усвоить системность более высокого порядка, каким является образование.

На самом деле, «широко популярный в узких кругах» анскулинг, то есть свободный, бессистемный подход к воспитанию и обучению, расцвел у нас в России как раз на почве нежелания и неумения некоторых наших соотечественников организовывать свою жизнь и учить этому искусству детей.

Между тем это, безусловно, ключевое комплексное умение, которое как бы венчает собой процесс подготовки к домашнему обучению. Если это умение выработано - значит, ребенок готов к началу систематического обучения, и не суть важно, сколько ему при этом лет: шесть, семь или восемь. Старт образовательного процесса следует привязывать не к физическому возрасту, а к возрасту, в котором ребенок начинает справляться со сложными системами действий.

http://school4you.ru/club/article27/



Комментариев нет:

Отправить комментарий