понедельник, 23 марта 2009 г.

Эмоциональное рисование.



 

"Оранжевое солнце,

оранжевое небо,

оранжевая мама,

оранжевый малыш."

Когда мы учим ребенка рисовать, мы показываем технику рисования и то, как можно изобразить какие-то предметы - приучаем к некоторым шаблонам: "кружочек с палочками - это солнце, внизу трава, домик, человечек, машина, цветок и т. д." И красками мы учим ребенка "раскрашивать", а вовсе не выражать свой внутренний мир.

Программы детского сада тоже построены на обучении рисованию конкретных предметов. "Вот елочка: ствол рисуем кисточкой сверху вниз. От него расходятся веточки. Веточки изображаем дугами. У макушки - покороче. У основания - подлиннее. Елочку красим в зеленый цвет." Возможно, такие занятия и дают что-то ребенку: учат управлять рукой, различать прямые и изогнутые линии, цвета. Но зеленая елка, по форме напоминающая пагоду, синее небо, желтое солнце с лучиками-звездочками - это все стереотипы, которые транслирует взрослый. Ребенок может усвоить стереотипы, но это ни на шаг не продвигает его в художественном или эмоциональном рисовании.

А ведь рисование, как и игра, помогает детям осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой. А краски позволяют выражать определенные состояния души, и выражать более непосредственно и адекватно, нежели карандаши и фломастеры. Чтобы научить ребенка выражать себя, свою душу во время рисования, нужно научиться этому самим. И отвлечься от того, чему нас учили на уроках рисования.

Рисунки-переживания.

Рисуйте цвет, связанный с определенной эмоцией, которая для ребенка не называется впрямую, но выражается через обозначение "среды", стихии (воды, неба, песка, воздуха, листвы и т.д.). Такая среда займет весь лист. Можно делать это под музыку.

На листе бумаги ничего не нарисовано, на нем одна синяя краска. Но это не просто краска, это синее-синее море. Вы можете добавить в нее немножко голубой, немножко изумрудно-зеленой и даже фиолетовой. И белая бумага нигде не должна выглядывать, потому что везде вода, одна синяя вода. Дети это очень хорошо понимают, потому что у них с фантазией все в порядке. Им нравится, что краска мокрая и расплывается, и что она может быть жидкая или, наоборот, густая. А можно море делать с волнами, или делать бурю, или штиль. Это зависит от движений кисти и руки. Если рука движется плавно, горизонтально, краска размазывается ровно - будет штиль. Можно в этот момент разговаривать с ребенком шепотом, потому что на море тишина. Если рука движется слева направо волнисто до конца листа и так рядами, получаются прекрасные волны. А если рука движется бурно, кругами, то будет буря. Тут можно и пошуметь, как буря, позавывать и даже попрыгать.

А теперь возьмите желтую краску. Это желтый-желтый песок. А может быть, это вовсе не песок, а золотая-золотая осень. Все зависит от того, что ближе будет ребенку, что его захватит. Если он любит играть в песочнице, это будет песок. А если за окошком все пожелтело, и ребенок ежедневно гуляет в парке, это будет осень.

Точно так же можно рисовать зеленую-зеленую поляну, темную-темную ночь, голубое-голубое небо, белый-белый снег и т.д. Слова в названии тем, обозначающие цвет, не случайно повторяются дважды. Такое повторение усиливает смысл, акцентирует внимание ребенка на цвете, поддерживает эмоциональный настрой. Все эти рисунки дополняются деталями, в зависимости от возможностей ребенка. На зеленой поляне ставятся разноцветные точки-цветы. На небе светятся яркие звездочки или рисуются белые пятна облаков, на снегу могут быть следы или вырастают елки, да и сам снег может сыпаться с неба (точки) или лежать в сугробе (пятно). Чтобы снег был хорошо виден, можно использовать тонированную бумагу светлых тонов.

Делая рисунки-переживания, ребенок научается, во-первых, проживать эмоции интенсивно. Во-вторых, выражая их через цвет, он становится внутренне свободнее, обучается спонтанности (ведь процесс размазывания краски по листу не ограничен никакими преградами в виде контура), он начинает ощущать связь между движениями руки, характером мазков и тем эмоциональным импульсом, который он вкладывает в тему.

Смешивайте краски.

Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета.

Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым получается зеленый, из синего с красным - фиолетовый.

Можно взять для смешивания несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), наполнить их водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами ("цветочками"), которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета.

Смочите бумагу.

Есть дети, которых совершенно завораживает рисование по мокрой бумаге, когда краска расплывается, принимая причудливые формы.

Смочите в воде поролоновую губку, чуть отожмите и протрите поверхность листа. Сначала выжмите несколько капель, а затем разотрите от края до края так, чтобы не было луж. Можно приговаривать: "Дождик кап, кап, кап, дождик, дождик, пуще, трава будет гуще".

Затем можно использовать цветную тушь, например, выпущенную "Гаммой" (это пластмассовый флакончик с носиком, в котором делается дырочка), малыш учится надавливать на флакончик и видит, как при нажиме появляется краска. Можно капать и обычной кисточкой. Ребенок внимательно наблюдает за превращением капельки краски, тем, как она растекается, не торопите его, пусть удивляется.

Разотрите краску (например, синюю) с помощью губки или широкой кисти по всему листу, затем нарисуйте точки белой или желтой краской (можно использовать штрих с кисточкой). Похоже на звездное небо или поляну цветов.

Нанесите на влажную, но хорошо отжатую губку полоски цветной краски, затем переверните губку краской вниз, "лицом" к влажному листу, проведите непрерывную линию. Получится радуга - очень впечатляющее зрелище.

Нанесите на нижний край листа густые капли зеленой краски, растягивайте эти краски вверх, приговаривайте: "Травушка-муравушка, зелененькая, травушка-муравушка, расти, расти."

Подумайте, где еще можно рисовать.

Порисуйте не только на бумаге, но еще и на стекле, кафеле в ванной, холодильнике, тарелке, на себе и т. д. Натяните большой лист бумаги (ватман или бумагу из рулона) на стене на уровне ребенка - каждый ребенок мечтает порисовать на стенке. Самые смелые родители готовы выделить стенку в детской, когда захочется перемен, можно будет ее перекрасить или сменить обои.

Предложите ребенку бумагу разного формата и качества, можно вырезать из бумаги какие-нибудь фигуры (круг, облачко, уточку, елку и т. д.)

Раскрасьте что-нибудь, например какую-нибудь вещицу, вылепленную предварительно из теста, деревянную ложку или яйцо, куколку и т. д.

Сделайте отпечаток.

Научите ребенка делать отпечатки, штампы или печати. Сначала, пальчиком, ладошкой или ступней, а затем и любыми предметами (кубиком, стаканчиком, катушкой от ниток, листочком и т. д.). Можно купить и специальный набор или вырезать что-то на ластике (это уже, можно сказать гравюра). Отлично подойдет губка. Разнообразные движения руки с губкой оставляют следы, которые легко превратить в бабочку, улитку или цветок, дополнив их какими-нибудь штрихами. Для рисования руками существуют специальные краски (их нужно доставать из широкой баночки прямо рукой, что очень нравится малышам), можно использовать краски "Гаммы", они легко смываются.

Нарисуйте "крылышко бабочки", затем перегните лист пополам, краска отпечатается, а рисунок получится симметричным.

Нарисуйте грустное дерево.

Гуляя с ребенком в парке, посмотрите, как много вокруг деревьев и какие они разные. Пусть малыш пошуршит листьями, попересыпает желуди, ощупает ветки разной фактуры, убедится: двух одинаковых не бывает. Одно дерево веселое. Другое - грустное. Третье - задумчивое, четвертое старое, пятое - одинокое. Какое дерево самое грустное? Почему? Попробуйте нарисовать людей или деревья с разными настроениями: маленький художник будет искать в дереве или в каком-нибудь предмете душу, характер.

Пусть изобразит "что-то зимнее", "что-то веселое", "что-то хорошее", как ни странно, дети легко справляются с такими абстрактными заданиями.

Знакомьте ребенка с шедеврами мировой живописи (комментировать и призывать полюбоваться необязательно), общее настроение картины ребенок может почувствовать верно и тонко, он не расскажет об этом словами, но благодаря таким произведениям его душа будет обогащаться.

Используйте технику граттажа.

В переводе с французского граттаж означает "процарапывание". Обычно вначале создается граттажный подмалевок - изображение цветовых пятен, передающих определенное настроение. Затем подмалевок покрывается прозрачным водоотталкивающим слоем (подмалевок можно натереть воском или прозрачной мастикой для пола). Затем вощеный рисунок нужно покрыть однородным слоем краски, например, гуаши (рисунок можно не делать, а нанести краску на пакет из-под молока или сока.

Наконец, с верхнего слоя можно соскабливать острой, деревянной, пластмассовой или металлической палочкой кусочки краски, создавая рисунок. Можно сделать заготовку вместе с ребенком, а можно предложить ему только соскабливать. В любом случае, проступающий на темном фоне светлый, мерцающий подмалевок придает работе таинственность, сказочность, позволяет ребенку почувствовать себя волшебником.

И помните, техника рисования - дело наживное, а вот умение выражать свои эмоции и настроение в рисунке с возрастом часто теряются. Восхищайтесь рисунками своего ребёнка, устраивайте маленькие домашние выставки. И занимайтесь с ребенком рисованием ради самовыражения.

Наталья Кулакова,

при подготовке материала использовались

статьи Марии Водинской, Т. Рогаткиной, С Ашиковой

Комментариев нет:

Отправить комментарий