пятница, 3 апреля 2009 г.

Фонтан - фильм Даррена Аранофски



Посмотрела вчера этот фильм, который относят к группе визионерских,и, действительно, работа художника и оператора - самые сильные его стороны,ИМХО.

Сюжет не может быть понят однозначно: может быть это история трех пар, живущих в разное время(прошлое-настоящее-будущее). Я интерпретировала содержание, как историю утраты любимой женщины (опухоль мозга), горевание по ней, поиск экзистенциального выхода, который в итоге главный герой и находит. Несмотря на нервические крики: "Хватит", он совершает обещанное и прощается с женой(на ее могиле).

Ну а зрителю предлагается три ипостаси Томми (актер Хью Джекман) - испанский конкистадор, которого королева отправляет на поиски Древа жизни, ученый, отчаянно ищущий метод лечения болезни, и НЕКТО, воображаемый в космическом пространстве, зависающий в позе лотоса и переживающий особые состояния сознания.

За всеми этими трансформациями теряется органичность и душевность, которые составляют существо человечности и были бы очень уместны в фильме о потере. Зато фильм наполняется динамикой и некоторым подобием интриги, полностью отсутствущей в самом сюжете.

Много символизма, фильм претендует на юнгианскую амплификацию к мифу. Само название - "Фонтан" - как известно, символ обретения нового духовного знания.

Нам также показывают древо жизни с корнями в водах, думается, подземного мира, со стволом в мире людей и ветвями в небесах - как путь достижения других миров.

Важную роль в фильме играет и кинжал как символ отваги, достоинста, защиты священного. (К сведению, в Европе кинжал - символ предательства, и этот аспект в фильме тоже есть). Ну и наконец, самый сильный образ - сок древа жизни, прорастающий цветами примул сквозь тело героя, оказывается символом непостоянства и мимолентности. Все так, символика отражена верно и красиво, хочется в этом контексте использовать противное слово "пафосно", вот оно и отражает те чувства, которые все это нагромождение вызывает. Теперь я могу понять, какому стилю подражал Серебренников со своей символикой обуви и огненных кустов. Надо сказать, у Аранофски все это пристойнее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий